Прогнозы и взгляды Владислава Филева, создателя S7 Airlines
Владислав Феликсович Филев, основной владелец и председатель совета директоров S7 Group, куда входит самый крупный частный авиаперевозчик в России и ближнем зарубежье — S7 Airlines (почти 18 млн пассажиров в 2019 г.) появляется в информационном пространстве крайне редко.
Кажется, он разговаривает с журналистами, когда хочет сам о чем-то сообщить. Представляется, что в первую очередь государству. Разговоры на авиационные темы господин Филев предпочитает в моменты, когда российскому воздушному транспорту плохо. Вот и интервью "Коммерсанту" 23 апреля обязательно войдет в антологию кризиса российской гражданской авиации, возникшего из-за коронавирусной инфекции COVID-19. Из более чем 3 тыс. слов беседы ATO.ru публикует четверть. Вопросы опущены. Цитаты оставлены.
О господдержке авиакомпаний
"Коммерсант отличается от госслужащего или наемного работника тем, что он больше зарабатывает, но и берет на себя больше рисков. И в моем представлении коммерсант не должен бежать в тяжелые времена к государству за помощью".
"Господдержка — дело государства, размер зависит от того, какой уровень воздушного сообщения оно стремится оставить в стране и хочет ли вообще. С этой точки зрения государство поможет настолько, насколько посчитает нужным. Я абсолютно уверен, что для коммерсанта важнее правила игры и их постоянство. Если же мы говорим о том, что у нас есть правила, поддержка государства и субсидирование, то я как предприниматель считаю необходимым, чтобы они были для всех одинаковы".
"Государство тоже может принять правила, по которым будет поддерживать только одну авиакомпанию. Но в таком случае пусть оно объявит об этом открыто. Не так важно, кого именно будут поддерживать, но пусть правила будут. Общественный договор, который существует в стране, основан на том, что есть порядок и правила, в отличие от "лихих 90-х". Давайте не будем рушить то, что сделано за 20 лет".
Деньги для сохранения уровня авиаперевозок
"Около 5 млрд долл. на всех, или 350–400 млрд руб.".
О спасении "Аэрофлота"
"Если говорить о тех 300 млн рублей, выделенных "Аэрофлоту", я вообще считаю, что это издевательство по отношению к нему".
"Да, это очень мало! Зачем они это сделали? Чтобы отчитаться, что помогли? И у чиновников в списках между большими делами будет стоять галочка — средства выделены. Но это не поможет "Аэрофлоту". Он получал кредиты на огромные суммы, как и все остальные перевозчики. И если уж в правительстве решили спасать одну компанию, надо спасать как следует".
О будущем остальных
"Шансы есть. Но для этого государство должно развязать руки частным перевозчикам".
"Я один из самых возрастных руководителей в авиации, наряду с Сергеем Скуратовым ("Уральские авиалинии") и Андреем Мартиросовым ("ЮТэйр"), с которым мы стали руководителями в один год. Мы видели разные кризисы, и я думаю, все эти авиакомпании с высокой вероятностью имеют шансы остаться в том или ином виде".
О правилах игры
"Поэтому я как коммерсант, который первый свой устав печатал сам на машинке, скажу, что правила важнее, чем помощь. Но если помощь оказывается, важно, чтобы она оказывалась по каким-то понятным правилам. Допустим, государство выделяет средства на полеты в районы, с которыми затруднено сообщение. Есть линия, на которой летают три авиакомпании. Тут приходит еще одна и получает на это дотацию. То есть порядок нарушается".
"Если в шторм пытаешься куда-то плыть, обязательно утонешь, потеряв силы. А если просто пытаешься держаться на воде, когда всё успокоится, можешь определить, куда плыть. Поэтому сейчас мы просто пережидаем шторм".
Прогнозы
"По моему прогнозу пассажиропоток по окончании кризиса упадет примерно вдвое: с 120 млн до 60 млн пассажиров в год. Для сравнения: в 2012 году было перевезено 74 млн пассажиров. И тот, кто переживет кризис, тот и возьмет на себя то, что останется".
Примечание ATO.ru: Пассажиропоток российской гражданской авиации на уровне 60 млн пассажиров наблюдался в 2010 (57 млн человек) и в 2011 году (64 млн человек).
"В апреле следующего года [возобновится международное авиасообщение]".
"Мировая авиация начнет восстанавливаться через год".
Правила авиабизнеса
"Авиакомпании никогда не умирают от того, что у них слишком мало самолетов, — всегда умирают от того, что их слишком много. И никогда не умирают от отсутствия прибыли. Они умирают, когда у них заканчивается кэш и их перестают заправлять".
"Строго говоря, авиация начинает получать деньги в марте. Обычно компании, которые не умерли до декабря, доживают до сентября следующего года. Под Новый год все билеты проданы, никто остановить авиакомпании в праздники не даст. И если перевозчик отлетал в Новый год, банки понимают, что март уже вот-вот наступит и авиакомпания начнет получать деньги".
"Нам довольно больно именно за счет того, что мы летаем мало. Если бы мы летали больше, у нас бы себестоимость падала".
Чем занимаются авиакомпании
"Прямо сейчас авиакомпании летают по ценам, которые отбивают только топливо, аэропортовые услуги и навигацию. Больше ничего продажи билетов не покрывают".
Возможная национализация отрасли
"Это шаг назад. Если люди, находящиеся у власти, примут такое решение, наверное, они будут действовать в своих интересах. Но они будут действовать против интересов своих детей. Мы уже были там. Советский Союз был, наверное, самой большой мечтой о лучшей жизни для всех, просто не получилось. И никто не знает, как сделать, чтобы получилось. А повторять одни и те же действия в ожидании другого результата — признак сумасшествия".
Кадровый вопрос
"Безусловно, мы будем пытаться сохранять людей столько, сколько сможем. На сегодня в холдинге S7 Group работает 11 033 человека. Наиболее критичная ситуация с инженерами. Инженеров тяжелее воспитывать: человек, который отучился пять лет в институте, чтобы стать инженером, должен проработать еще пять лет, чтобы стать им на самом деле. И цикл их подготовки весьма длинный и сложный. Если мы потеряем эту часть авиабизнеса, это будет невосполнимо для страны".
Подражание
"Когда увидел пример Михаила Маратовича Фридмана, который среди жесточайшей конкуренции с государственными банками отлично выживает, успешен и ведет свой банк твердой рукой, я подумал — вот они, греческие герои, с коих нам пример держать нужно!"
Примечание ATO.ru: Михаил Фридман — российский предприниматель, миллиардер. Совладелец и председатель наблюдательного совета консорциума "Альфа-Групп".
Авиационные топ-менеджеры
"[Гендиректор "Победы"] Андрей Калмыков, он суперэффективный".
"[Гендиректор "Аэрофлота"] Виталий Геннадьевич Савельев, на которого многие смотрели со скепсисом, сделал мирового уровня компанию".
О себе
"Я в этой индустрии провел жизнь, и все знают, что на мое слово можно рассчитывать. До тех пор пока я могу исполнять обязательства, я их буду исполнять".
Ссылки по теме
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent