Промежуточный вариант

В кабине E-Jet второго поколения будет установлен комплекс авионики Honeywell Primus 2 // Фото: Embraer
В кабине E-Jet второго поколения будет установлен комплекс авионики Honeywell Primus 2 // Фото: Embraer
Источник:
: Промышленность
Подробно об авторе:
Гай НОРРИС, Лос-Анджелес

Бразильский авиапроизводитель Embraer завершает формирование облика семейства региональных реактивных самолетов второго поколения E-Jet. При этом компания осознает важность модернизации существующей региональной линейки.
На первый взгляд, желание Embraer предложить рынку "промежуточный вариант" E-Jet второго поколения ничем не отличается от стратегии Airbus и Boeing, готовящихся к запуску в производство моделей A320NEO и 737MAX соответственно. Однако несмотря на внешнее сходство, в подходе бразильской компании имеются важные особенности. По сравнению с новыми магистральными узкофюзеляжными самолетами, отличия которых от существующих моделей в основном сводятся к ремоторизации, потребуются гораздо более существенные меры, чтобы повысить привлекательность серии E-Jet в условиях все более конкурентного рынка региональных самолетов вместимостью до 100 пасс.
С 2004 г., когда началась эксплуатация первого представителя семейства E-Jet, на свет появилось несколько разработанных "с чистого листа" моделей, такие как Mitsubishi Regional Jet и Sukhoi Superjet 100. И несмотря на то что Embraer решил не создавать прямого конкурента более вместительному Bombardier CSeries, бразильский производитель не может поручиться, что канадский соперник ответит взаимностью и откажется от жесткой борьбы на региональном рынке.


Помимо анонсированного в начале января выбора двигателей Pratt & Whitney PW1700/1900G с редукторным приводом вентилятора в качестве силовой установки для нового семейства, Embraer снабдит E-Jet второго поколения крылом новой конструкции, а также кардинальным образом переработает авионику и ряд других систем. Вопреки распространенному представлению о будущем семействе как относительно скромном шаге вперед по сравнению с исходной серией, по глубине модернизации оно окажется гораздо ближе к еще не запущенной программе Boeing 777X, чем к A320NEO или 737MAX.
Embraer остановил свой выбор на интегрированном комплексе авионики Honeywell Primus 2. В течение ближайших нескольких месяцев последует и ряд других ключевых решений по выбору поставщиков оборудования для нового семейства, первый полет которого намечен на 2016 г. "Мы планируем выбрать производителей основных самолетных систем и агрегатов: ВСУ, систем электропитания и кондиционирования воздуха, шасси, тормозов, системы управления полетом и так далее", — говорит Луис Карлос Аффонсо, вице-президент Embraer по новым программам.
Honeywell, которого Embraer предпочел конкурентам Garmin и Rockwell Collins, уже поставляет авионику для нынешнего семейства E-Jet. "Переучивание экипажей на новое оборудование займет менее четырех часов", — говорит Аффонсо.
По словам вице-президента Honeywell по мировым продажам Майка Раули, изначально в состав Primus 2 входили пять вертикально ориентированных дисплеев, но "мы улучшили систему, заменив их на четыре более крупных, горизонтально ориентированных экрана, которые позволяют отображать больше информации". Новые дисплеи размерами 13 х 10 дюймов будут отличаться улучшенными графическими возможностями, а также поддержкой функций синтетического видения и отображения навигационных карт. Как и система, установленная на текущем семействе, Primus 2 будет поддерживать использование коллиматорного индикатора ИЛС. По словам Аффонсо, вскоре Embraer объявит техническое задание на такой индикатор для второго поколения E-Jet (в нынешнем семействе используется продукция Rockwell Collins).
Но прежде чем новый модельный ряд поступит в продажу, Embraer собирается модернизировать существующее семейство E-Jet путем усовершенствования бортовых систем, авионики, элементов салона и планера. "Наша стратегия заключается в том, чтобы реализовывать в имеющемся продукте все инновации, доступные уже сейчас, — говорит Аффонсо. — В этом залог нашей конкурентоспособности, а инвестиции, которые мы делаем сегодня, помогут нам в разработке следующего поколения E-Jet".
Honeywell принимает участие и в программе промежуточной модернизации: начиная с 2015 г. компания будет поставлять систему управления полетом нового поколения (Next Generation Flight Management System, NGFMS) как для вновь построенных самолетов Embraer, так и для доработки находящихся в эксплуатации. NGFMS, которая уже используется на Boeing 747-8 и Gulfstream G650, выдерживает оптимальные профили полета и траектории, соответствующие требованиям к точности самолетовождения (RNP), в пределах 0,1 морской мили, а также помогает экипажу экономно расходовать топливо. В ее состав входит система контроля стабилизированного захода на посадку SmartLanding, снижающая риск выкатываний за пределы ВПП. Система NGFMS совместима с комплексом Primus 2, что дополнительно облегчит переучивание летного состава на второе поколение E-Jet.
Embraer обнародовал план модернизации существующего семейства в январе, одновременно с объявлением о твердом заказе от Republic Airways (дочерняя компания American Airlines) на 47 машин Embraer 175. Программа рассчитана на период до 2015 г., однако вице-президент компании по исследованию рынков коммерческой авиации Клаудио Камелье отмечает, что отдельные модернизационные мероприятия запланированы и на 2016–2017 гг.
Первый пакет усовершенствований, который Embraer намерен внедрить в текущем году, направлен на улучшение показателей расхода топлива и будет реализовываться на находящихся в эксплуатации самолетах в ходе планового техобслуживания. Он включает меры по уменьшению аэродинамического сопротивления (уплотнение зазоров между горизонтальным стабилизатором и рулем высоты, изменение конструкции дождевых дефлекторов над дверями и створок отсека аварийной турбины, доработку обтекателей ниш шасси), а также по оптимизации работы системы кондиционирования и противообледенительной системы с целью сокращения отбора воздуха от двигателей. Часть этих новшеств уже опробована на более крупных самолетах семейства Embraer 190/195. Данный пакет предназначен для реализации на ВС новой постройки, поставляемых заказчикам с января 2012 г.
Второй пакет, целью которого является дальнейшее снижение расхода топлива, подразумевает доработку входного устройства ВСУ и проблескового маяка, а также установку законцовок крыла новой конструкции вместо используемых сейчас вертикальных винглетов. Летные испытания данного набора изменений начнутся во второй половине текущего года. Благодаря новым законцовкам, отклоненным вверх под углом 45°, размах крыла увеличится примерно на 250 см и достигнет 2870 см. При этом силовую конструкцию крыла необходимо будет усилить.

Embraer

Начиная с модели E-175 в 2014 г., самолеты семейства E-Jet будут оснащаться законцовками крыла новой конструкции // Фото: Embraer

Реализация этого пакета мер начнется в 2014 г. Новые законцовки крыла сначала будут устанавливаться на модели E-175. С 2015 г. они появятся на E-190 и E-170, а с 2016 г. — и на E-195. "Продувки подтвердили верность наших расчетов", — говорит Камелье.
Как ожидается, комплекс модернизационных мер улучшит показатель топливной эффективности для E-170 на 5% при полете на 1100 км, а для модели E-175 — на все 5,5%. Embraer уже внедрил определенные улучшения аэродинамических характеристик на моделях E-190 и E-195, так что их топливная эффективность в результате модернизации возрастет на более скромные величины — на 3,5 и 4% соответственно.
План модернизации включает ряд доработок бортовых систем и пилотажно-навигационного оборудования с целью сокращения эксплуатационных расходов, повышения коэффициента технической готовности и улучшения навигационных характеристик. В их числе стоит отметить более долговечное внешнее светотехническое оборудование на основе светодиодов, разработанное американской компанией Emteq, а также увеличение интервалов между плановыми формами техобслуживания с нынешних 6000 летных часов до 7500. "Решение увеличить интервалы основано на данных, накопленных в ходе более чем 10-летней эксплуатации семейства E-Jet, и позволит сэкономить по одной базовой форме на каждый борт в течение 10-летнего периода", — говорит Леандро Лайа, вице-президент Embraer по коммерческим программам.
Чтобы еще больше сократить эксплуатационные расходы, Embraer планирует установить на E-Jet прогностическую систему диагностики бортового оборудования, способную упреждать вероятные отказы и неполадки. "Идея заключается в профилактике отказов в ходе плановых форм техобслуживания с целью повышения коэффициента технической готовности ВС", — говорит Камелье. Система появится на самолетах E-Jet начиная с декабря 2014 г.
В следующем году Embraer планирует внедрить систему диагностического контроля состояния структурных элементов (Structural Health Monitoring, SHM), которая подразумевает установку датчиков регистрации коррозии и усталостных трещин вокруг задних дверей фюзеляжа. "Для визуального осмотра этого труднодоступного участка приходится демонтировать кухню, туалет и пассажирские кресла, а также снимать внутреннюю обшивку салона; применение SHM устраняет эти неудобства", — говорит Камелье. По оценкам Embraer, использование системы сократит трудоемкость инспекционных осмотров на 128 человеко-часов.
А в 2015 г. E-Jet получат багажные полки увеличенного объема и беспроводную систему развлечений.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.