Просветить всех
Террористические угрозы в гражданской авиации привели к чудовищному результату: добропорядочные пассажиры вынуждены выстаивать в аэропортах огромные очереди для проверки, что значительно снижает удобство пользования воздушным транспортом. А на коротких маршрутах дополнительные затраты времени могут вообще сделать перелет бессмысленным. Понятно, что мириться с такой ситуацией никто не хочет.
Чтобы решить проблему хотя бы для часто летающих пассажиров, Администрация транспортной безопасности США (TSA) разрабатывает для них программу Registered Traveler.
Идея в том, чтобы зарегистрированные в программе пассажиры могли избежать длинных очередей на пунктах спецдосмотра, благодаря тому что они заранее предоставляют компетентным органам свою биографическую и биометрическую информацию, проходят предварительную проверку на лояльность и платят ежегодный взнос приблизительно в 100 долл.
Однако организационными мерами дело не ограничивается. Как отметил недавно глава TSA Эдмунд Кип Хоули, членство в программе Registered Traveler отнюдь не означает автоматического освобождения пассажира от прохождения системы безопасности. Поэтому особое внимание уделяется техническим мерам контроля, позволяющим быстро и ненавязчиво выполнять сканирование путешественников.
Стив Брилл, основатель компании Verified Identity Pass — первого провайдера услуг в рамках программы Registered Traveler, получившего одобрение TSA, — рассчитывает, что новые технологии будут пользоваться хорошим спросом, поскольку позволят пассажирам в зоне спецконтроля не снимать верхнюю одежду и обувь, то есть позволят избежать, пожалуй, самой неудобной из всех процедуры досмотра.
Для этого должны использоваться комбинированные сканирующие аппараты SRT (Secure Registered Traveler) производства компании General Electric. По виду и размерам они напоминают бегущую дорожку в тренажерном зале. Встав на специальный постамент, пассажир при помощи специальной смарт-карты, хранящей его биометрическую информацию (образы радужных оболочек двух глаз и отпечатки десяти пальцев), проходит регистрацию в рамках программы Registered Traveler. Тем временем его пальцы анализируются на наличие следов взрывчатых веществ методом спектроскопического измерения подвижности захваченных ионов, а с помощью квадрупольного резонанса проверяется наличие оружия или взрывчатки в его обуви.
После прохождения процедуры пассажир получает талон со своей фотографией и штрих-кодом, в котором, в частности, содержится информация для работников TSA о том, следует ли сразу пропустить этого пассажира через зону спецконтроля или — если аппарат SRT не показал уверенного результата — подвергнуть его дополнительной проверке.
В январе начинается эксплуатация описанной системы в пяти пунктах США: аэропортах Орландо (Флорида) — четыре аппарата SRT, Индианаполиса и Сан-Хосе (Калифорния) — по шесть аппаратов, Цинциннати — два, в терминале авиакомпании British Airways в Нью-Йоркском аэропорту JFK — два аппарата SRT. В 2006 г. компания General Electric инвестировала 16 млн долл. в Verified Identity Pass и рассчитывает использовать программу Registered Traveler для дальнейшей отработки своих технологий в области безопасности.
Основные конкуренты Verified Identity Pass — фирма RT Go (дочерняя компания Unisys) и альянс Fast Lane Option (FLO). Ожидается, что обе компании в скором времени получат одобрение TSA для предоставления услуг в рамках программы Registered Traveler. По данным TSA, интерес к участию в программе уже проявили около 20 аэропортов. При этом в рамках программы должна быть обеспечена взаимная совместимость технологий независимо от того, какой провайдер обслуживает тот или иной аэропорт.
Пока, впрочем, участниками программы стало немногим более 35 тыс. пасс., в основном из Орландо, где программа стартовала еще летом 2005 г. По статистике аэропорта Орландо, максимальное время, потраченное на ожидание и прохождение спецдосмотра, для обычных пассажиров составляет 32 мин, тогда как для участников программы Registered Traveler — всего 3 мин. В среднем же участник программы тратит на досмотр лишь 4 с, а обычному пассажиру требуется 4 мин 16 с.
Тем временем TSA продолжает тестирование и других сканирующих систем. В аэропорту Финикса проходит испытание аппарат SmartCheck, разработанный компанией American Science & Engineering (AS&E). Физической основой действия аппарата служит обратное рассеяние рентгеновских лучей. Первые версии этого устройства AS&E разработала более 10 лет назад — они открывают контролерам полный образ человеческого тела, заодно демонстрируя спрятанное под одеждой оружие, взрывчатку или другие находящиеся под одеждой предметы.
Эти устройства нашли применение в американских тюрьмах, но к столь откровенному просвечиванию всех пассажиров подряд общественное мнение сегодня еще не готово. Поэтому программное обеспечение SmartCheck стоимостью 722 тыс. долл., разработанное в рамках контракта с TSA, демонстрирует контролерам только размытый контур тела пассажира, а не его четкое изображение.
Представители AS&E говорят, что технология SmartCheck является ненавязчивой и позволит отказаться от проверок, состоящих в похлопывании и ощупывании пассажиров. Тем не менее возможность широкого использования подобных аппаратов пока вызывает дискуссию, несмотря на то что изображение на экране SmartCheck скрывает человеческое лицо и доступно только сотрудникам Администрации транспортной безопасности.
Другой производитель аппаратов, использующих обратное рассеяние рентгеновских лучей, — компания Rapiscan Systems, дочерняя фирма OSI Systems. Аппарат Rapiscan Secure 1000 в ближайшее время также должен пройти проверку TSA в одном из аэропортов Соединенных Штатов. В 2004 г. эта система уже подвергалась испытаниям в лондонском аэропорту Хитроу — там пассажирам, отобранным для дополнительной проверки, предлагали выбор между традиционным прощупыванием или сканированием на рентгеновском аппарате. Говорят, многие предпочитали просвечивание.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft