Путешествовать интермодально

GDS вместе с авиакомпаниями и аэропортами вовлекаются в глобальные транспортные системы

Интермодальные транспортные схемы, создаваемые сейчас в Европе и США, дают возможность глобальным дистрибутивным системам (GDS) расширять собственный бизнес и не только участвовать в авиационном сегменте, но и работать с другими видами транспорта и представителями туристической отрасли.

Стремление связать в одну сеть разные виды транспорта распространилось в начале 2000-х гг. Наиболее активно об увеличении возможностей интермодальности в пассажирском транспорте заговорили европейцы. Страны Старого Света оказались перед дилеммой: с одной стороны, без транспорта невозможно повышение мобильности населения и развитие экономики, но с другой — данный сегмент выступает одним из крупнейших потребителей энергоносителей, а также наносит значительный урон окружающей среде. Интермодальные схемы, внутри которых можно будет без труда пересаживаться с самолета на поезд, с поезда на автобус, позволят путешественникам в собственной поездке выбирать оптимальный маршрут, а наиболее сознательные могут максимально использовать те виды транспорта, которые приносят минимальный вред окружающей среде, — например, авиаперелету на небольшое расстояние предпочесть высокоскоростной поезд.
Подобные системы, кроме того, должны способствовать решению одной из существенных проблем авиационного сектора в Европе. Как известно, многие аэропорты уже достигли предела собственной пропускной способности либо достигнут его в ближайшем будущем. Поток пассажиров постоянно растет, и обслуживать его становится все сложнее. Возможностей для расширения аэропортов немного — такие попытки в каждом регионе наталкиваются на протесты местных жителей, которых по вполне естественным причинам не устраивают такие планы. Переполнение аэропортов приводит к нарушению расписания авиакомпаний — в частности, к более частым задержкам рейсов.
Проблемы с пунктуальностью работы различных видов транспорта заставили представителей транспортного сектора в США задуматься о создании интермодальных систем. На сегодняшний день наибольшего успеха в формировании маршрутов, в которые включены несколько видов транспорта, достигли грузовые компании. Однако пассажирский сегмент пока остается в стороне от таких изменений и в США признают, что отстали от Европы на данном направлении.
Для того чтобы пассажир более активно формировал свое путешествие на разных видах транспорта, необходимы технологии, которые позволят путешественнику быстро пересаживаться с одного вида транспорта на другой, а также одновременно бронировать и оплачивать все отрезки пути, не беспокоясь в середине маршрута о приобретении того или иного билета. Компании, предоставляющие услуги GDS, сейчас привлекают к сотрудничеству не только авиакомпании (с которых, собственно, и начинался этот бизнес), но и другие виды транспорта. В первую очередь железные дороги, автобусные компании, фирмы по аренде автомобилей. Поставщиков услуг подталкивают к работе с GDS агенты, которым удобно бронировать все в одной системе. По словам Сьюзен Нобел, директора Sabre Travel Network по взаимоотношениям с поставщиками, компания предоставляет своим пользователям возможность бронирования билетов 12 железнодорожных компаний по всему миру. Ряд GDS дают агентам возможность выписывать билеты на железную дорогу на бланках авиакомпаний. Как рассказал руководитель отдела программных и технических решений "Амадеус Россия" Сергей Разаренов, маршруты семи европейских железнодорожных перевозчиков (Norwegian Railways, Swedish Railways, Skanetrafiken, BritRail, Austrian Railways, Dutch Railways, Deutsche Bahn) могут продаваться на бланках авиакомпании Hahn Air, специализирующейся на интерлайнах.
Представление двух видов транспорта в одной системе бронирования может принести авиаперевозчикам как определенные преимущества, так и некоторые сложности. "Существует международная практика заключения так называемых интерлайн-соглашений между железнодорожными и авиакомпаниями. Многолетний опыт показал, что такое сотрудничество является довольно эффективным для всех сторон. В то же время для железнодорожных компаний гражданская авиация является одним из основных конкурентов на рынке деловых поездок", — говорит Сьюзен Нобел.
Сергей Разаренов считает, что предоставление агентам возможности бронировать в одной GDS перевозки авиакомпаний и железных дорог вряд ли обострит конкуренцию между двумя видами транспорта. "Конкуренции пока нет, и вряд ли она возможна. В Европе все прекрасно знают, кто и по каким направлениям летает, где выгоднее или удобнее выбрать перелет, а где — железную дорогу. Нередко вопрос цены не самый главный, намного важнее, насколько быстро нужно оказаться в месте назначения. Железнодорожная сеть гораздо более разветвленная, она позволяет добраться в небольшие города, где нет аэропортов", — поясняет он.
Насколько активное продвижение железнодорожных компаний в GDS усилит конкуренцию между двумя видами транспорта на небольших маршрутах, можно будет судить лишь с дальнейшим развитием ситуации. Не исключено, что по мере развития скоростных железных дорог соперничество может способствовать реструктуризации сети авиакомпаний в пользу дальних рейсов, которые на сегодняшний день более прибыльны.
В России о форсированном продвижении интерлайн-моделей пока можно только мечтать. По свидетельству представителей нескольких GDS-компаний, ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), выросшее на основе Министерства путей сообщения, достаточно сложная для совместной работы фирма, предпочитающая на данный момент продавать свои услуги самостоятельно. Говорить о возможности каких-либо "интерлайнов" с авиакомпаниями, а также о продаже этой перевозки на бланках авиаперевозчиков сейчас слишком рано.
Российские авиакомпании, выполняющие рейсы на международных направлениях, пока выстраивают интермодальные перевозки в других странах. Например, у "Аэрофлота", "Сибири", "Трансаэро" работают договоры с немецкими железными дорогами Deutsche Bahn, согласно которым агенты авиаперевозчиков могут выписывать переезд по железной дороге на бланке авиационного билета как еще один сегмент поездки. Подобное предложение дает преимущество каждой из компаний на российском рынке: пассажиры, которым необходимо добираться в небольшие города Германии, выберут того перевозчика, который предлагает еще перед вылетом оформить вторую часть маршрута.
В GDS сейчас появляются не только железнодорожные перевозки между городами, но и услуги на небольших отрезках аэропорт-город. По словам Сергея Разаренова, Amadeus уже работает с рядом компаний, предлагающих перевозки на данных отрезках. "Это направление развивается хорошо, цифры по общему объему продаж, может быть, не очень впечатляющие, но динамика удовлетворительная. Пассажиры пока не привыкли, что этот кусочек перевозки тоже можно заранее забронировать, оплатить и сразу получить билет. Тут должны больше работать операторы, предлагающие данную услугу, железнодорожные компании, аэропорты. Рекламировать нужно не только возможность легко добраться из города в аэропорт и обратно, но и то, что поездку можно приобрести одновременно с авиаперелетом и местом в гостинице", — говорит Сергей Разаренов.
Несмотря на кажущуюся незначительность отрезка аэропорт-город, последние несколько лет развития московского авиаузла показали, что удобное соединение этих двух пунктов может быть значительным преимуществом для аэропорта и авиакомпаний, которые с ним работают. Соответственно, участники авиарынка заинтересованы в наиболее широком и удобном предложении данного вида перевозки.
Группа компаний "Ист Лайн" в последние несколько лет выстраивает интермодальные схемы, включая в них отрезок аэропорт-город. В рамках этого проекта уже работают направления "Из центра Москвы в Омск за 285 минут" (совместный проект с авиакомпанией "ВИМ-авиа"), "Из центра Москвы в Волгоград за 220 минут" (совместный проект с авиакомпанией "Волга-Авиаэкспресс"), "Из центра Москвы до Казани за 180 минут" (совместный проект с авиакомпанией "Татарстан") — всего существует более десяти таких маршрутов. Пока перевозка на железную дорогу продается отдельным сегментом на бланке той авиакомпании, совместно с которой "Ист Лайн" работает на указанном маршруте. В этом случае переезд в город для пассажира получается бесплатным, поскольку авиакомпания берет на себя расходы по его доставке после рейса. Но в планах "Ист Лайн" предложить пассажирам различных авиакомпаний — вне зависимости от того, существует ли интермодальный договор с перевозчиком, — заранее забронировать и оплатить этот отрезок пути. Сейчас в компании прорабатывают дальнейшие варианты развития этой услуги.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.