Пути выхода авиационной отрасли из кризиса обсудили на первой онлайн-конференции "Авиационное РЕфинансирование и лизинг"
Первая международная онлайн-конференция "Авиационное РЕфинансирование и лизинг" объединила 300+ участников: представителей авиакомпаний, авиапроизводителей, лизинговых и финансовых компаний, поставщиков услуг технического обслуживания, экспертов аналитических и консалтинговых агентств.
В рамках мероприятия были организованы две сессии: первая была посвящена глобальным и региональным тенденциям авиационного финансирования и лизинга, вторая — рынку технического обслуживания в условиях вынужденной консервации воздушных судов.
Руководитель центра макроэкономического анализа "Альфа-Банк" Наталья Орлова представила прогноз развития мировой и российской экономики в условиях пандемии. По оценкам аналитиков, спад экономической активности в России ожидается на уровне 8% во втором квартале 2020 года, а ВВП по итогам года снизится на 2-3%. При этом, на фоне растущих социальных расходов стимулирование мобильности населения через субсидии на текущий момент и в период выхода из пандемии не будет приоритетной задачей государства.
По оценкам Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), пассажиропоток крупнейших аэропортов России упал на 95% по состоянию на 4 апреля, тогда как снижение интенсивности мирового авиационного сообщения составило 80%. Дмитрий Ивантер, генеральный директор "ВТБ Лизинг" поделился прогнозом восстановление авиационного рынка на горизонте пяти лет. По его словам, глубина и продолжительность кризиса непонятны, в связи с чем сложные реструктуризации нецелесообразны. Г-н Ивантер подчеркнул необходимость отсрочки платежей по договорам аренды воздушных судов, которая позволит снять финансовое напряжение с авиакомпаний. Также о готовности предоставлять авиакомпаниям длительную отсрочку по лизинговым платежам упомянул директор департамента по работе с крупнейшими клиентами "Сбербанк Лизинг" Павел Пискун.
Участники обсудили будущее авиационной промышленности, проблемы консервации мирового парка воздушных судов и стратегии развития флота авиакомпаний после кризиса, а также затронули вопросы поддержания летной годности самолетов в лизинге в условиях глобального кризиса.
Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора, АЭВТ, отметил: "Основная нагрузка авиакомпаний — статьи постоянных расходов, такие как лизинговые платежи, техническое обслуживание, фонды заработной платы, отчисления на социальные нужды и другие. В прошлом году объем этих расходов в отрасли составили 640,5 млрд рублей, и сегодня эти расходы представляют наибольшую угрозу на фоне нулевого потребительского спроса и стабильно высоких цен на авиационное топливо. Важно понимать, что задолженность авиакомпании не снизится в связи с переносом или реструктуризацией платежей". Г-н Шокуров добавил, что в период восстановления отрасли после пандемии помимо нормативно-правовых мер, мер монетарного и фискального характера чрезвычайно важно рассмотреть отмену оплаты НДС авиакомпаниями, что позволит избежать роста стоимости авиаперевозок.
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) поделилось взглядом на динамику кредитоспособности российских и иностранных авиакомпаний: "Авиация живет в условиях существенных операционных убытков на протяжении последних двух лет, а сегодня долговая нагрузка усилилась критически. "Это является одним из ключевых факторов в принятии инвестиционных решений в отрасли, —заметил Александр Гущин, заместитель директора, группа корпоративных рейтингов, АКРА. — Снижение кредитоспособности авиакомпаний началось ещё в 2016 году в совокупности с уходом с рынка некрупных игроков, а в 2019 году стало заметным снижение кредитных рейтингов авиакомпаний. Выйти из кризиса после пандемии смогут авиакомпании, занимающие лидерские позиции на рынке, имеющие существенную долю внутренних перевозок, а также эффективно и гибко управляющие парком ВС", — добавил г-н Гущин.
Илья Дворкин, партнер и руководитель авиационной практики в России международной юридической фирмы Allen & Overy модерировал сессию "Навстречу будущему: ключевая дискуссия между российскими авиакомпаниями и лизингодателями". Илья отметил, что поддержка диалога профессионального авиационного сообщества в текущей ситуации актуальна как никогда.
"К сожалению, обстоятельства сложились таким образом, что именно авиационная отрасль оказалась одной из первых, на которую пришелся мощнейший удар в связи с пандемией коронавируса. И сегодня вместе с нашими экспертами — лидерами авиационного рынка — мы обсудили наиболее значимые вопросы и постарались ответить на один из самых извечных: "Что делать?", — добавил Илья.
Участники онлайн-конференции также обсудили возможности выработки новой эффективной финансовой стратегии и практики управления резервными отчислениями. Среди ключевых трендов были отмечены падение лизинговых ставок, вызванное избытком спекулятивных заказов на самолеты, и рост конкуренции между лизинговыми компаниями.
Онлайн-конференция организована ATO Events и Infomost Consulting при поддержке Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Партнёр мероприятия — международная юридическая фирма Allen & Overy. Официальное коммуникационное агентство — Citigate Dewe Rogerson Moscow.
Контакты для прессы:
Полина Дереза
Citigate Dewe Rogerson Moscow
Тел: +7 (967) 037 96 49
E-mail: polina.dereza@cdrmoscow.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft