Рецидивы застарелого недуга
Вопреки заверениям главы ГСГА Александра Нерадько, сделанным на пресс-конференции в конце прошлого года, что конфликт между профсоюзом авиадиспетчеров РФ и государственными службами управления будет исчерпан за несколько дней, ситуация не разрешилась до сих пор. То есть, конечно, формально конфликт погашен. Достигнуты соглашения с отраслевыми профсоюзами, происходит постепенное увеличение зарплаты, диспетчеры сыты, самолеты летают. Но само поле конфликта осталось взрывоопасным. Даже в процессе развития ситуации, когда все СМИ активно реагировали на декабрьские события, понять обоснованность взаимных претензий оказалось невозможным.
В ноябре Федерацией профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД), требующей повышения зарплаты и улучшения условий труда, были инициированы всероссийские акции протеста. Тлеющий конфликт привел к тому, что ФПАД, формально выполняя запрет на проведение забастовок диспетчеров воздушного транспорта, объявила о начале 20 декабря голодовки авиадиспетчеров и работников технических служб УВД. Госкорпорация по организации воздушного движения отреагировала приказом от 21 декабря: увеличить заработную плату авиадиспетчеров на 15,2%. Профсоюзы этот вариант не устроил, и акция протеста продолжилась. Как и следовало предполагать, уже на третий день голодовки медики стали отстранять диспетчеров от работы по состоянию здоровья. В результате было парализовано воздушное сообщение в Западной Сибири, в частности в районе новосибирского аэропорта "Толмачево" и в зоне ответственности Омского центра управления воздушным движением, росла напряженность в ряде других регионов России. Повышения зарплаты авиадиспетчеры добились после четырехдневной забастовки на... 15,72%, а для работающих в центрах с интенсивным воздушным движением — на 28,44%. Достигли, что называется, консенсуса, но не взаимопонимания.
Что такое хорошо?
Два спорящих субъекта по-разному смотрят на одни те же вещи: по данным Минтранса, сегодня средняя зарплата диспетчера — 13,5 тыс. руб., максимальная — 28 тыс. руб., минимальная — свыше 6 тыс. руб. Профсоюз утверждает, что в среднем диспетчеры получают около 9 тыс. руб., включая все надбавки и коэффициенты, минимально — 4-5 тыс. руб. Госкорпорация считает, что в минувшем году зарплата повышалась, а профсоюзы воспринимают это лишь как часть обещанной индексации. По заявлению Госкорпорации, чьи доходы складываются из сумм, получаемых с пользователей воздушного пространства России за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах, задолженность российских авиакомпаний всей системе ОВД превышает годовые доходы этой системы. Сегодня ОВД несет убытки, исчисляемые несколькими миллиардами рублей. По подсчетам же профсоюзов, корпорация за последние четыре года в шесть раз увеличила свои доходы. Потому ФПАД настаивает на независимом аудите Госкорпорации по организации воздушного движения. Госкорпорация сетует, что придется приостановить модернизацию авиапредприятий, чтобы высвободить средства на повышение зарплаты. ФПАД утверждает, что никакой модернизации на деле не происходит, на предприятиях по-прежнему задействовано старое оборудование.
Тучи сгущаются
Несмотря на официальное заявление Минтранса о том, что заключенное соглашение свидетельствует об урегулировании спорных вопросов, ситуация продолжает развиваться. По мере развития событий конфликтующие стороны находят все более веские аргументы. Новый год начался с создания прецедентов судебных разбирательств. Новосибирская областная прокуратура подала иск в защиту интересов авиакомпании "Сибирь", потерявшей 1,5 млн руб. в результате акции протеста диспетчеров. Суд г. Обь Новосибирской области вынес судебный вердикт: голодовки авиадиспетчеров в дальнейшем также будут рассматриваться как незаконные формы протеста. Профсоюз новосибирских авиадиспетчеров ответил кассационной жалобой в Новосибирский областной суд.
Вне сомнения, и дальше эти лихорадочные действия будут активизироваться, вовлекая все новые инстанции. Но все они имеют небольшое отношение к сути конфликта и вовсе не устраняют повторные демонстрации протеста.
Против кого голодаем?
Еще в 1994 г. Правительство РФ перевело службы управления движением воздушного транспорта и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС), УВД в составе авиапредприятий и аэропортов с бюджетного финансирования на финансирование за счет платы, получаемой за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства, собирать которую призвана Госкорпорация по ОВД. Последовала реорганизация самостоятельных региональных государственных предприятий по использованию воздушного пространства (РГП по ИВП), УВД и ЭРТОС в государственные унитарные дочерние предприятия ФУП "Госкорпорация по ОВД", и к 2002 г. 95% федерального имущества, предназначенного для управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи было сосредоточено в системе Госкорпорации по ОВД. На Госкорпорацию и возлагалось распределение полученных средств по предприятиям.
Казалось бы, все ясно: диспетчеры хотят, чтобы их заработная плата не зависела от инфляции в стране, и требуют гарантий от своего непосредственного руководства — Госкорпорации по организации воздушного движения. На уровне дочерних предприятий забастовка диспетчеров выглядит уже иначе. Как сказал директор омского филиала "ЗапСибаэронавигации" Юрий Сергеев: "Нас здесь столкнули лбами. Диспетчеры непосредственно от меня или от генерального директора "ЗапСибаэронавигации" требуют обещанного повышения, а средства аккумулируются в Центре. Я не берусь оценивать правомерность их форм протеста, но, зная предысторию, уверен: гасить конфликт надо было в зародыше. Если бы с начала 2002 г. проводилась индексация, как это было предусмотрено соглашением, подписанным генеральным директором Госкорпорации Борисом Кушнеруком, голодовки бы не было. Год назад нам пришлось убеждать авиадиспетчеров согласиться на эти условия. Они вполне справедливо чувствуют себя обманутыми. Теперь прокуратура пытается отрегулировать этот процесс, но странным образом. Я как администратор выгляжу чуть ли не организатором голодовки".
По заявлению руководства аэропорта "Толмачево", они вполне могут удовлетворить требование диспетчеров о 30%-ном повышении заработной платы авиадиспетчерам при условии, что службы УВД будут выведены из состава Госкорпорации и переданы непосредственно аэропортам. Но по закону все объекты, предприятия, системы и средства УВД могут находиться только в федеральной собственности и не подлежат приватизации. Тем не менее прослеживается неудовлетворенность процессом распределения финансовых средств и в дочерних предприятиях, и среди руководства аэропортов. Не случайно последними прекратили голодовку сотрудники филиала ГУП "Аэронавигация Севера Сибири". Здесь наблюдается отток высокопрофессиональных кадров, потому что средняя зарплата работников нефтяных промыслов этого региона — около тысячи долл., а зарплата авиадиспетчеров — 250-300 долл.
Стоит ли заменять незаменимых?
Голодающие диспетчеры стремились привлечь внимание к своим требованиям. Им это удалось. В очередной раз подтвердилось, что существует профессионально незаменимая группа специалистов. По мнению того же Юрия Сергеева, авиадиспетчеры это знают и знают, как свои требования можно защитить.
Подготовка авиадиспетчера — очень сложное дело, эта профессия требует определенного типа личности. Нужно не менее семи лет, чтобы из выпускника сделать среднего гражданского диспетчера. К тому же это сплоченная корпоративная группа в силу своей малочисленности и профессиональной элитности. Заменить их военными коллегами оказалось невозможно. Как и предупреждал председатель Профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России Алексей Южаков, структура воздушной зоны в каждом регионе специфична, диспетчеру необходимо ориентироваться в ней, знать все нормативные документы. Даже для того чтобы допустить гражданского авиадиспетчера к самостоятельной работе в новой зоне ответственности требуется около двух месяцев стажировки. Потому голодовка приняла оттенок вымогательства, о чем много говорилось в дни проведения акции.
Заместитель генерального директора по кадровой и социальной политике Госкорпорации по ОВД Валерий Ежов говорит: "Вся нормативная база, регулирующая деятельность структур авиационного обслуживания, осталась с советских времен, когда перевозилось гораздо больше пассажиров, да и структура движения была иной. На самом деле кадровый резерв есть, но мы не можем его использовать из-за жестких нормативных требований. Нельзя взять обширную диспетчерскую службу какого-нибудь простаивающего аэропорта и перебросить на другой участок. Мы понимаем, что систему организации надо менять кардинально, но это требует переработки существующей нормативной базы вплоть до конкретных договоров с предприятиями и пересмотра уже существующего вида деятельности авиакомпаний. Надо изменить многие организационно-правовые акты, а это компетенция Минтранса".
Используемая в последние годы система взимания сборов за аэронавигационное обслуживание воздушного движения оказалась непроработанной и требует, в первую очередь упрощения взаиморасчетов и создания государственного централизованного единого органа по контролю за верхним воздушным пространством.
Службами Госкорпорации по ОВД уже составлен и передан в ГСГА план мероприятий, включающий принципиальную реконструкцию сложившейся системы взаимодействия авиационных структур, изменения многих пунктов соглашения с эксплуатантами. Пока он не утвержден Госкорпорация не вправе вводить какие-либо изменения в подразделениях. Сейчас проводится тщательное изучение положения на местах, порядка использования материальной и навигационной баз. Идет согласование с аэропортами по вопросам использования запасных аэродромов и занятости штатных единиц.
О сроках принятия необходимых документов г-н Ежов сказать ничего не смог. Совершенно непонятно, кто правомочен их утверждать. Компетенция ли это только Минтранса или ГСГА? Не исключено, что предложенный Госкорпорацией план мероприятий может утвердить своей подписью Александр Нерадько. Во всяком случае, изменить правила игры способна только ГСГА.
Осталась невыясненной одна деталь: предусматривает ли новый план выполнение прежних намерений? Ведь в начале прошлого года профсоюзами авиадиспетчеров и авиаработников радиолокации, радионавигации и связи, Минтрансом как представителем государства и ФГУП "Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения" как работодателем действительно было подписано трехстороннее соглашение, гарантирующее 30%-ное повышение зарплаты всем работникам ОВД. В конце того же года в результате акций протеста было подписано уже новое соглашение, обещающее в числе прочего и реорганизацию ФУП "Госкорпорация по ОВД". Или обещание реорганизации эквивалентно обещанию стабильности зарплаты? Во всяком случае, профсоюзы бодро заявляют: если не последуют кардинальные перемены в Госкорпорации, диспетчеры вновь начнут голодать.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft