Региональных пассажиров мало
Показатели роста пассажиропотока в России после 2009 года были одними из самых высоких в мире, однако количество перевезенных пассажиров остается низким по сравнению с Европой, США и рядом стран Азии. Пассажиропоток российских авиакомпаний растет во многом за счет тех путешественников, которые с каждым годом летают чаще. Но доля "летающего" населения остается очень низкой; привлечь тех, кто раньше не пользовался авиатранспортом, авиакомпаниям по-прежнему непросто.
По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2012 г. российские авиакомпании перевезли 74,032 млн пасс. — это на 15,5% больше итога предыдущего года. Для сравнения: общемировой рост рынка авиаперевозок, по данным IATA, в среднем составляет 4,5–5,0% в год. Но несмотря на более значительный темп роста российского рынка, его размеры по-прежнему остаются очень скромными по сравнению с рынками Европы и США. По данным Бюро транспортной статистики Министерства транспорта США, в 2012 г. авиакомпании страны перевезли около 736,6 млн пасс., что на 0,8% (или почти на 36 млн пасс.) больше результата 2011 г. и в десять раз больше российских итогов. В Европе одна лишь низкотарифная авиакомпания Ryanair в год перевозит около 80 млн пасс. При этом глава компании Майкл О’Лири на прошедшем в этом году авиасалоне в Ле-Бурже заявил, что в ближайшие пять лет увеличит этот показатель до 100 млн пасс.
В России рынок растет преимущественно за счет авиапассажиров, которые уже пользуются воздушным транспортом, и с каждым годом они летают все чаще. Новые путешественники, те, кто раньше не пользовался услугами авиакомпаний, приходят реже. По самым пессимистичным оценкам, в России, если считать по паспортам, а не по билетам, реально летает около 4 млн чел., по оптимистичным — этот показатель составляет 7–10 млн чел. из 140 млн населения страны. Доля компаний, выигрывающих от роста спроса этой части населения на авиаперевозки, становится все меньше; как правило, их круг ограничивается первыми десятью позициями в рейтинге. При этом на первую пятерку уже приходится около двух третей всех российских пассажиров. В 2012 г. наибольший прирост пассажиропотока пришелся на пять российских авиакомпаний: "Аэрофлот" (+24,6%; перевез 17,656 млн чел.), "Трансаэро" (+22,2%; 10,328 млн чел.), "ЮТэйр" (+33,9%; 7,770 млн чел.), "Сибирь" (S7 Airlines) (+23,8%; 6,351 млн чел.) и "Россию" (+19%; 4,209 млн чел.). Если в 2011 г. удельный вес первой пятерки в пассажирообороте составлял 81,7%, а в пассажиропотоке — 68,7%, то в 2012 г. эти цифры достигли 84,9 и 72,5% соответственно. Новые компании на российском рынке не появляются: потенциальных инвесторов отталкивает как сама сложность данного бизнеса и долгий период его окупаемости, так и ужесточившиеся нормы для российских перевозчиков. По новым стандартам для выполнения регулярных рейсов в парке перевозчика должно быть минимум восемь самолетов с более чем 55 креслами или три самолета вместимостью до 55 пасс.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent