Регионам дали три месяца на разработку программы развития беспилотных авиасистем

66 регионов включились в работу по формированию гражданского госзаказа
Регионам дали три месяца на разработку программы развития беспилотных авиасистем
:: "Геоскан"

ATO.ru — Субъектам РФ во взаимодействии с Минпромторгом России необходимо разработать и утвердить региональные программы развития беспилотных авиасистем в срок до 1 октября. Такое поручение дал первый зампредседателя правительства Андрей Белоусов на проведенном заседании президиума правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) в субъектах РФ.

"Сейчас субъекты РФ с разной скоростью включаются в эту работу. Очевидно, что многие направления, связанные с созданием рынков, наземной инфраструктуры, научно-производственных центров, находятся в руках регионов", — отметил на совещании Андрей Белоусов.

Первый замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков рассказал на совещании о ключевых параметрах двух федеральных проектов — по стимулированию спроса на БАС и по развитию их производства. Отдельное внимание было уделено вопросам консолидации спроса через государственный гражданский заказ (ГГЗ) и формирования комплексной системы поддержки использования российских беспилотников.

"66 регионов уже включились в работу по формированию гражданского госзаказа. Проведена также предварительная оценка потенциальной ежегодной потребности субъектов Российской Федерации в гражданских беспилотниках. В количественном выражении это 5678 машин различных типов; в финансовом — свыше 50 млрд рублей", — добавил Василий Осьмаков.

Заместитель министра транспорта Игорь Чалик напомнил, что для организации полетов беспилотных воздушных судов на территории России "реализована и совершенствуется" система "Цифровая платформа". Система подразумевает, что все вопросы, касающиеся БАС, будут решаться в Интернете — начиная с постановки БПЛА на учет и заканчивая оперативной выдачей разрешений на полет и определением районов, в которых можно выполнять полеты без дополнительных разрешений и заявок.

В дальнейшем планируется интеграция системы в "Госуслуги", чтобы пользователи, в том числе силовые структуры, могли определить, что полет выполняется легально. "До 2028 года во всех 89 субъектах РФ планируется оснастить аэродромы техническими средствами для обнаружения и противодействия противоправному применению БАС", — пояснил Игорь Чалик.

Управляющий директор по цифровым активам Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Алексей Куканов рассказал о работе, нацеленной на увеличение применения беспилотной авиации в хозяйственной сфере. Весной ГТЛК совместно с Минпромторгом, автономной некоммерческой организацией "Платформа НТИ" и ВЭБ.РФ разработала методологию обоснования потребности регионов в БАС и услугах, оказываемых с применением беспилотников. По результатам исследования, "в высокой степени готовности" к применению БАС находятся 19 регионов из 31. Принявшим участие в исследовании регионам до 2030 года потребуется более 12 тыс. единиц беспилотных авиационных систем. "ГТЛК провела обучающие семинары по применению беспилотной авиации; в них приняли участие свыше 530 человек из 66 регионов Российской Федерации, включая новые территории, а также более 380 представителей органов власти и компаний", — рассказал Алексей Куканов.

Замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что разработан федеральный проект "Кадры для беспилотных авиационных систем", цель которого создание многоуровневой структуры непрерывной подготовки специалистов в этой области. "В настоящее время разрабатываются модули подготовки для всех уровней образования, прорабатываются программы переподготовки педагогических кадров и профессорского состава. Будут организованы массовые соревнования в сфере управления и проектирования беспилотников, создан цифровой реестр кадров", — сообщил Дмитрий Афанасьев.

В совещании правительственной комиссии приняли участие представители регионов, которые рассказали об опыте и планах применения БАС в субъектах РФ.

Томск стал одним из первых регионов, где был введен экспериментальный правовой режим эксплуатации БАС. "За истекшее время мы определились со специализацией и, соответственно, с приоритетами создаваемого НПЦ. Во-первых, это летно-испытательная работа, для ведения которой созданы полноценный комплекс и инфраструктура для опытно-экспериментальной эксплуатации беспилотных воздушных судов. Во-вторых, на завершающей стадии находится создание наземной инфраструктуры для отработки технических и организационных решений по обеспечению полетов БАС различных производителей в едином воздушном пространстве. Развернута целая сеть станций для обеспечения полетов пилотируемой и беспилотной авиации для полетов в едином воздушном пространстве. В-третьих, у нас уже создана целая программа массового обучения, тестирования внешних пилотов дронов. Подготовлено более 3000 внешних пилотов", — подчеркнул губернатор Томской области Владимир Мазур.

В свою очередь руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский рассказал, что на данный момент предлагается создание НПЦ двух типов. "Первый уровень НПЦ — это НПЦ с полным набором функциональности, с летно-испытательным комплексом, лабораторно-сервисным центром, центром коллективного пользования и сопутствующей инфраструктурой. Второй уровень — это облегченный уровень НПЦ. Он содержит только центр коллективного пользования и сопутствующую инфраструктуру. Здесь намного меньше требования по оснащению и, соответственно, по численности сотрудников, — отметил он. — У нас по поручению президента от 13 июня определены 10 регионов, в которых в приоритетном порядке будет созданы НПЦ первого уровня".

По результатам обсуждения принято решение о необходимости субъектам РФ во взаимодействии с Минпромторгом России разработать региональные программы развития беспилотных авиасистем. "В срок до 1 октября регионам необходимо разработать и утвердить такие программы и направить их в Минпромторг, который находится на своде этой работы", — поручил Андрей Белоусов.

Первый вице-премьер обозначил необходимость определить в каждом регионе должностное лицо, которое будет отвечать за развитие БАС, включая взаимодействие с Росавиацией и Минтрансом. Также регионам следует представить в Минтранс и Росавиацию информацию о планировании маршрутной сети и наличии земельных участков для размещения инфраструктуры для БАС.

Кроме того, в рамках формирования национального проекта регионам необходимо создать перечень организаций общего и среднего профессионального образования с учетом подтвержденной потребности в учебных беспилотниках и софинансирования в рамках действующего порядка.

Андрей Белоусов напомнил, что БАС достаточно широко применяются в ряде стран в таких сферах, как зондирование земли, обработка геопространственных данных, кадастровые работы. Беспилотники задействуются для мониторинга объектов сельского хозяйства, посевных площадей, отслеживания состояния лесов и предупреждения пожаров, а также для контроля линейных объектов и для доставки грузов. — ATO.ru

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.