Россия создает вертолетный холдинг
Константин ЛАНТРАТОВ, корреспондент газеты "Коммерсант", - специально для АТО
Правительство России завершает формирование вертолетостроительного холдинга "Вертолеты Миля", который будет одним из крупнейших производителей вертолетов в мире. В холдинг должны войти все российские предприятия, занятые разработкой и производством вертолетов марки "Ми".
Процесс интеграции и укрупнения авиапромышленных предприятий начался в США и Европе в 1990-х гг. В России эти процессы несколько затянулись из-за пришедшейся на тот же период неустойчивой финансово-экономической ситуации. Вертолетостроительные предприятия - впрочем, как и все российское авиастроение - оказались в 90-х гг. в состоянии глубокого кризиса. После развала СССР произошел обвал государственного оборонного заказа и резкое снижение пассажирских авиаперевозок. Авиационная промышленность оказалась практически полностью незагруженной.
Во второй половине прошлого века из 65 тыс. вертолетов, произведенных в мире, 20 тыс. было собрано в СССР. В 60 стран экспортировано более 4500 вертолетов марки "Ми". В 1970-1990-х гг. их экспорт составлял 30-50% в общем объеме экспорта авиационной промышленности СССР. В Советском Союзе ежегодно изготавливалось до 700 вертолетов гражданского и военного назначения. Однако за последнее десятилетие Россия серьезно сократила их выпуск. Пик падения объемов производства пришелся на 1999 г., когда в России появилось всего 40 новых вертолетов.
В последние годы в российской вертолетостроительной промышленности наметился определенный рост. Согласно прогнозу американского аналитического центра Teal Group, в предстоящее десятилетие на мировом рынке может быть продано 988 российских вертолетов марки "Ми" на общую сумму в 6 млрд долл., что составит около 10,7% всех мировых поставок вертолетной техники.
Спрос на вертолеты российского производства на внешнем рынке сохраняется лишь на машины, сертифицированные по международным требованиям. В основном это Ми-17 и его модификации. Потенциал данного сектора рынка достигает 35-40 машин в год.
На рубеже XX и XXI веков государство тоже занялось структурной реорганизацией отрасли для повышения эффективности деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках. В 2003 г. завершилось формирование крупнейшей в России авиационной холдинговой компании "Сухой". В настоящее время правительство рассматривает проект создания объединенной самолетостроительной компании, в которую вошли бы все российские производители гражданских и военных самолетов.
Тем временем в 2001 г. единый государственный посредник в области военно-технического сотрудничества - государственное предприятие "Рособоронэкспорт" предложило создать интегрированную структуру, объединяющую всех российских производителей вертолетов марки "Ми". 11 октября 2001 г. было принято постановление правительства России о формировании интегрированной структуры для обеспечения координации действий вертолетостроительных предприятий в технической, финансово-экономической и маркетинговой политике.
На этот момент в стране оказалось четыре предприятия, производящих вертолеты марки "Ми":
- ОАО "Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля" (МВЗ) является основным разработчиком вертолетов одновинтовой схемы марки "Ми". На заводе изготовлено свыше 26 тыс. вертолетов "Ми". Это более 95% винтокрылых машин, выпущенных в СССР и России, и более 25% мирового производства. Основными из ныне выпускаемых стали вертолеты Ми-35, Ми-35М, различные модификации военно-транспортных вертолетов Ми-8, топливозаправщик Ми-26ТЗ. В рамках совместной программы с западноевропейским консорциумом Eurocopter строится средний многоцелевой вертолет Ми-38.
- ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" (У-УАЗ) производит вертолеты семейства Ми-8 и Ми-171 и осуществляет их техническое обслуживание.
- ОАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ) производит различные модели вертолета Ми-8, Ми-14, транспортный Ми-17, пассажирский Ми-172, военно-транспортный Ми-17-1В, Ми-17МД, госпиталь Ми-17-1ВА.
- ОАО "Ростовский вертолетный производственный комплекс "Роствертол"" - в настоящее время серийно выпускает тяжелый транспортный вертолет Ми-26, топливозаправщик Ми-26ТЗ, ударный многоцелевой вертолет Ми-24 в различных модификациях, транспортно-боевые вертолеты Ми-35, Ми-35М и запасные части к ним. Сейчас готовится к серийному производству новый ударный вертолет Ми-28Н, который в этом году ВВС России планируют принять на вооружение.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent