Российские авиакомпании: качественный рост в условиях жесткой конкуренции

Тезисы вступительного обращения президента АЭВТ Чибирёва Е.Е. к участникам Форума "Крылья России" 9 октября 2012г.

Уже в 10-ый раз мы проводим ежегодный Форум. Именно за эти годы гражданская авиация коренным образом изменилась. Именно это является главным положительным итогом прошедшего десятилетия. Кто идеолог и автор этих преобразований?  Безусловно, российские авиакомпании. Причём, как уже неоднократно подчёркивалось, не благодаря, а вопреки.

Для иллюстрации сказанного две цифры:

  • - 41,4 и 95,5 млн. кресел – таковы предельные провозные ёмкости в 2003 и 2012 годах соответственно.
  • - 602 и 346 г/ткм.  Это данные по удельному расходу авиакеросина.

Приведённые показатели достаточно, по-моему, характеризуют произошедшие количественные и качественные изменения.  Способность демонстрировать качественный рост в условиях жёсткой конкуренции является наиболее точной оценкой  сегодняшнего состояния российских авиакомпаний. Принципиально обновлён парк. Приобретены сотни современных воздушных судов. Подготовлены лётные и инженерные кадры. Освоены современные технологии продажи перевозок.  Почти полтора десятка авиакомпаний успешно прошли процедуру аудита IOSA.

Даже в развитии инфраструктуры аэропортов (хотя это имело место лишь в немногих из них) существенная роль базовых и оперирующих авиакомпаний никем не оспаривается. Потому что именно под их программы привлекаются инвестиции для развития наземной базы.

Под воздействием  российских авиаперевозчиков пусть медленно, но идёт модернизация нормативной базы, её гармонизация с международным законодательством.

Но это, так сказать, использование внутреннего потенциала. Сопровождалось ли оно изменениями в системе государственного регулирования? Или мерами по созданию благоприятных условий ведения авиационного бизнеса, обременённого значительными технологическими, человеческими и финансовыми рисками? По мнению участников рынка, нет. В 2003 году на рынке функционировало 232 коммерческих авиакомпании, из них только 17 относились к авиации общего назначения. В 2012 году 151 и 85 соответственно. 423 и 315 – такова статистика по аэропортам. Каков же результат? Деградация региональных и местных авиаперевозок. Говорим об этом уже давно. В том числе с трибуны Форума. Сейчас спохватились. Как обычно, поздно. Обнадёживающие адекватные оценки пока отсутствуют. Совещания, круглые столы, конференции. Масса обсуждений и заявлений. Но сводятся, в основном, к бюджетному субсидированию и реанимации нереализованных проектов прошлого века. Параллельно с предложениями по созданию различных комиссий, рабочих групп, фондов, контор по их управлению и т.д.  Хотя давно не секрет, что институализация добрых намерений, как правило, практического результата не даёт и существует лишь для удовлетворения амбиций чиновников.  Правовое сознание, здравый смысл, мировой опыт, современный концепт видения целей заполняется бюрократическими экзерсисами, даже при первом рассмотрении страдающими отсутствием всякого смысла. При этом ограниченные возможности или их отсутствие подаются как нормальность, а нормальность  как достижение. Однако общеизвестно, что с очень простыми и якобы очевидными идеями всегда существует проблема. То, что результат их реализации, как правило, искажает замысел, быстро становится очевидным самому непросвещённому комментатору. Но сказать, что дважды два четыре, сегодня также не популярно как и всегда. Иначе говоря, задача восстановления аэрофикации страны простых решений не имеет. А крепнущее тяготение решать все вопросы наращиванием бюджетных расходов приводит к  тому, что по сути дела все востребованные временем реформы оказываются свёрнутыми, усечёнными, либо вообще не начинаются.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.