Российские авиакомпании сократили парк иномарок на 9%

ATO.ru — С конца 2022 года российские авиакомпании вывели из эксплуатации 9% пассажирских самолетов западного производства. Это следует из данных реестра эксплуатантов и воздушных судов, которые публикует Росавиация.
Редакция ATO.ru сравнила количество самолетов из реестров ведомства, опубликованных в декабре 2022 года и апреле 2025-го. Учитывались только пассажирские самолеты 20 крупнейших авиакомпаний, которые по итогам 2021 года перевезли 97% авиапассажиров в стране. Это был последний год, когда Росавиация публиковала подробные рейтинги авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров.
По состоянию на апрель 2025 года в сертификатах эксплуатанта крупнейших российских авиакомпаний числилось 575 самолетов западного производства. Это на 54 воздушных судна меньше, чем в конце 2022 года.
Парк иностранных ВС 20 крупнейших авиакомпаний России, 2022–2024 гг.
Тип ВС |
15.12.2022 |
11.04.2025 |
Изменения, кол-во ВС |
Изменения, % |
A319 |
32 |
33 |
1 |
3 |
A320ceo |
109 |
103 |
–6 |
–6 |
A320neo |
42 |
35 |
–7 |
–17 |
A321ceo |
64 |
60 |
–4 |
–6 |
A321neo |
21 |
13 |
–8 |
–38 |
A330 |
17 |
17 |
||
A350 |
7 |
7 |
||
15 |
14 |
–1 |
–7 |
|
B-737CL |
25 |
25 |
||
B-737NG |
171 |
169 |
–2 |
–1 |
B-747 |
9 |
2 |
–7 |
–78 |
B-757 |
14 |
9 |
–5 |
–36 |
B-767 |
20 |
10 |
–10 |
–50 |
B-777 |
38 |
38 |
||
CRJ |
10 |
10 |
||
DHC-6 |
3 |
2 |
–1 |
–33 |
DHC-8 |
11 |
9 |
–2 |
–18 |
E170.190 |
21 |
19 |
–2 |
–10 |
ИТОГО |
629 |
575 |
–54 |
–9 |
Источник: Росавиация.
Больше всего было выведено самолетов устаревших моделей — широкофюзеляжных Boeing 747 (–78% парка) и 767 (–50%), узкофюзеляжных Boeing 757 (–36%), а также узкофюзеляжных авиалайнеров нового поколения A321neo (–38%).
Первое связано с почти полным выводом из эксплуатации Boeing 747 их единственным оператором — авиакомпанией "Россия" и уходом с рынка чартерного перевозчика Royal Flight, в парке которого были Boeing 757 и 767.
Сокращение парка A321neo коснулось только авиакомпании S7, которая единственной в России эксплуатировала эти самолеты с проблемными двигателями PW1100G. Она вывела из сертификата все восемь таких самолетов и еще шесть машин укороченной версии A320neo. Однако авиакомпания компенсировала эти потери добавлением самолетов семейства Airbus A320 предыдущего поколения, поэтому общее сокращение парка составило только 8%.
Из-за введенных санкций с 2022 года российские авиакомпании не могут ввозить новые западные самолеты, а также рассчитывать на услуги западных авиапроизводителей и провайдеров услуг для поставки запчастей и ремонта своих воздушных судов.
С учетом самолетов российского и советского производства крупнейшие перевозчики эксплуатировали в апреле 748 самолетов, что всего на 6% меньше, чем два с половиной года назад.
Парк ВС 20 крупнейших авиакомпаний России, 2022–2024 гг.
Авиакомпания |
15.12.2022 |
11.04.2025 |
Изменения, кол-во ВС |
Изменения, % |
Royal Flight (закрылась) |
10 |
–10 |
–100 |
|
"Икар" |
8 |
6 |
–2 |
–25 |
"Якутия" |
9 |
7 |
–2 |
–22 |
АТК "Ямал" |
28 |
22 |
–6 |
–21 |
Azur Air |
22 |
18 |
–4 |
–18 |
"Аврора" |
20 |
18 |
–2 |
–10 |
"Россия" |
131 |
119 |
–12 |
–9 |
S7 |
97 |
89 |
–8 |
–8 |
"Уральские авиалинии" |
52 |
49 |
–3 |
–6 |
"Аэрофлот" |
175 |
169 |
–6 |
–3 |
"ЮТэйр" |
61 |
59 |
–2 |
–3 |
"Алроса" |
12 |
12 |
||
Nordwind |
27 |
27 |
||
Smartavia |
13 |
13 |
||
NordStar |
9 |
9 |
||
"РусЛайн" |
7 |
7 |
||
"Победа" |
41 |
42 |
1 |
2 |
Red Wings |
24 |
27 |
3 |
13 |
"Азимут" |
17 |
20 |
3 |
18 |
"ИрАэро" |
29 |
35 |
6 |
21 |
ИТОГО |
792 |
748 |
–44 |
–6 |
Источник: Росавиация.
За исключением ушедшей Royal Flight, больше всего в процентном соотношении потеряли авиакомпании с небольшими парками: "Икар" (–25%; вывела два Embraer 190), "Якутия" (–22%; один Boeing 737 и два DHC-8) и "Ямал" (–21%; пять A320/321 и один SSJ 100).
У пяти перевозчиков — "Алросы" Nordwind, Smartavia, NordStar и "РусЛайна" — количество самолетов в сертификатах не поменялось.
Смогли нарастить парк только те авиакомпании, которые рассчитывали на самолеты российского/советского производства. "ИрАэро" добавила в сертификат шесть турбовинтовых Ан-24/26, увеличив парк на 21%. Парк эксплуатанта SSJ 100 — авиакомпании "Азимут" вырос на 18% за счет получения трех машин этого типа. Red Wings (+13%) вывела из сертификата два A320ceo, но получила четыре SSJ 100 и один Ту-204. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 23 new destinations to its vast summer route network
- Sky Gates Airlines takes delivery of second Ilyushin IL-96-400T
- Superjet 100 flies with Russian engines
- Aeroflot posts first full year profit since pandemic
- Supporting Russia’s fleet of Western-built aircraft is a humanitarian necessity – AmCham Russia
- Rosaviatsiya: Russian airlines’ passenger traffic to decline in 2025
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level