Российские авиакомпании сократили парк иномарок на 9%

Нарастили парк только те перевозчики, кто рассчитывал на самолеты отечественного производства
Российские авиакомпании сократили парк иномарок на 9%
С учетом самолетов российского и советского производства в апреле 2025 года крупнейшие авиаперевозчики России эксплуатировали 748 воздушных судов :: аэропорт Пулково

ATO.ru — С конца 2022 года российские авиакомпании вывели из эксплуатации 9% пассажирских самолетов западного производства. Это следует из данных реестра эксплуатантов и воздушных судов, которые публикует Росавиация.

Редакция ATO.ru сравнила количество самолетов из реестров ведомства, опубликованных в декабре 2022 года и апреле 2025-го. Учитывались только пассажирские самолеты 20 крупнейших авиакомпаний, которые по итогам 2021 года перевезли 97% авиапассажиров в стране. Это был последний год, когда Росавиация публиковала подробные рейтинги авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров.

По состоянию на апрель 2025 года в сертификатах эксплуатанта крупнейших российских авиакомпаний числилось 575 самолетов западного производства. Это на 54 воздушных судна меньше, чем в конце 2022 года.

Парк иностранных ВС 20 крупнейших авиакомпаний России, 2022–2024 гг.

Тип ВС

15.12.2022

11.04.2025

Изменения, кол-во ВС

Изменения, %

A319

32

33

1

3

A320ceo

109

103

–6

–6

A320neo

42

35

–7

–17

A321ceo

64

60

–4

–6

A321neo

21

13

–8

–38

A330

17

17

A350

7

7

ATR 72

15

14

–1

–7

B-737CL

25

25

B-737NG

171

169

–2

–1

B-747

9

2

–7

–78

B-757

14

9

–5

–36

B-767

20

10

–10

–50

B-777

38

38

CRJ

10

10

DHC-6

3

2

–1

–33

DHC-8

11

9

–2

–18

E170.190

21

19

–2

–10

ИТОГО

629

575

–54

–9

Источник: Росавиация.

Больше всего было выведено самолетов устаревших моделей — широкофюзеляжных Boeing 747 (–78% парка) и 767 (–50%), узкофюзеляжных Boeing 757 (–36%), а также узкофюзеляжных авиалайнеров нового поколения A321neo (–38%).

Первое связано с почти полным выводом из эксплуатации Boeing 747 их единственным оператором — авиакомпанией "Россия" и уходом с рынка чартерного перевозчика Royal Flight, в парке которого были Boeing 757 и 767.

Российские авиакомпании сократили парк иномарок на 9%

Сокращение парка A321neo коснулось только авиакомпании S7, которая единственной в России эксплуатировала эти самолеты с проблемными двигателями PW1100G. Она вывела из сертификата все восемь таких самолетов и еще шесть машин укороченной версии A320neo. Однако авиакомпания компенсировала эти потери добавлением самолетов семейства Airbus A320 предыдущего поколения, поэтому общее сокращение парка составило только 8%.

Из-за введенных санкций с 2022 года российские авиакомпании не могут ввозить новые западные самолеты, а также рассчитывать на услуги западных авиапроизводителей и провайдеров услуг для поставки запчастей и ремонта своих воздушных судов.

С учетом самолетов российского и советского производства крупнейшие перевозчики эксплуатировали в апреле 748 самолетов, что всего на 6% меньше, чем два с половиной года назад.

Парк ВС 20 крупнейших авиакомпаний России, 2022–2024 гг.

Авиакомпания

15.12.2022

11.04.2025

Изменения, кол-во ВС

Изменения, %

Royal Flight (закрылась)

10

–10

–100

"Икар"

8

6

–2

–25

"Якутия"

9

7

–2

–22

АТК "Ямал"

28

22

–6

–21

Azur Air

22

18

–4

–18

"Аврора"

20

18

–2

–10

"Россия"

131

119

–12

–9

S7

97

89

–8

–8

"Уральские авиалинии"

52

49

–3

–6

"Аэрофлот"

175

169

–6

–3

"ЮТэйр"

61

59

–2

–3

"Алроса"

12

12

Nordwind

27

27

Smartavia

13

13

NordStar

9

9

"РусЛайн"

7

7

"Победа"

41

42

1

2

Red Wings

24

27

3

13

"Азимут"

17

20

3

18

"ИрАэро"

29

35

6

21

ИТОГО

792

748

–44

–6

Источник: Росавиация.

За исключением ушедшей Royal Flight, больше всего в процентном соотношении потеряли авиакомпании с небольшими парками: "Икар" (–25%; вывела два Embraer 190), "Якутия" (–22%; один Boeing 737 и два DHC-8) и "Ямал" (–21%; пять A320/321 и один SSJ 100).

У пяти перевозчиков — "Алросы"  Nordwind, Smartavia, NordStar и "РусЛайна" — количество самолетов в сертификатах не поменялось.

Российские авиакомпании сократили парк иномарок на 9%

Смогли нарастить парк только те авиакомпании, которые рассчитывали на самолеты российского/советского производства. "ИрАэро" добавила в сертификат шесть турбовинтовых Ан-24/26, увеличив парк на 21%. Парк эксплуатанта SSJ 100 — авиакомпании "Азимут" вырос на 18% за счет получения трех машин этого типа. Red Wings (+13%) вывела из сертификата два A320ceo, но получила четыре SSJ 100 и один Ту-204. — ATO.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2025 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.