Российский демонстратор "электрического" самолета приступил к наземным испытаниям

Летающая лаборатория на базе самолета Як-40 разработана СибНИА
:: НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского"

В рамках научно-исследовательского проекта по созданию самолета со сверхпроводниковой силовой установкой на аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) в Новосибирске начался этап наземных отработок летающей лаборатории Як-40 с демонстратором гибридной силовой установки (ГСУ), в состав которого входит сверхпроводящий электрический авиадвигатель. В ходе испытаний, включающих в себя запуски электрического двигателя и всех систем самолета, в том числе его штатных двигателей, была произведена проверка их устойчивой совместной работы.

Направление малошумных и экологичных гибридных и электрических силовых установок — одна из определяющих технологий для будущего авиации. Их исследованием занимаются авиастроители и профильные научные центры по всему миру. Преимущество ГСУ состоит в возможности, с одной стороны, получить выгоду от энергоэффективных, экологически чистых электрических технологий, с другой — сохранить приемлемую весовую эффективность за счет оптимизации конструкции и режимов работы газотурбинных или поршневых авиадвигателей.

Электрический двигатель — часть демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывает Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) в кооперации с российскими предприятиями в рамках госконтракта с Минпромторгом России. Инновационный электрический авиадвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках 2-го поколения (ВТСП), мощностью 500 кВт создан компанией "СуперОкс".

Помимо электрического двигателя на ВТСП, в состав демонстратора входит электрический генератор (выходная мощность 400 кВт), созданный в ЦИАМ совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом.

Отрабатываемые технологии открывают возможности по созданию полностью электрических летательных аппаратов.

Летающая лаборатория на базе самолета Як-40 разработана СибНИА. Для испытаний электродвигатель с воздушным винтом был установлен в носовую часть самолета. В хвостовой части фюзеляжа вместо штатного двигателя АИ-25 установлен турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором. В центральной части фюзеляжа установлены литий-ионные аккумуляторные батареи, которые также входят в состав ГСУ.

Для оснащения электродвигателем Як-40 был ремоторизирован (два из трех маршевых двигателей были заменены на современные с большей тягой), доработана конструкция планера, произведены детали и сборочные единицы, с помощью которых демонстратор устанавливается на борт летающей лаборатории.

Результатом работы, которую планируется завершить в 2022 г., будут летные испытания демонстратора гибридной силовой установки. Они позволят проверить конструктивные подходы к созданию подобных силовых установок, оценить эффективность применяемых технических решений.

 "Применение гибридных технологий в авиации позволит уменьшить расход топлива до 70% и существенно сократить вредные выбросы", — заявил гендиректор НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского" Андрей Дутов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.