"Российский рынок противообледенительных жидкостей для предполетной обработки самолетов перестал быть монополией"
Эксперт Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Сергей Попов рассказал ATO.ru об особенностях рынка противообледенительной жидкости в России. С докладом по этому вопросу Сергей Попов выступил на сессии "De-icing: технология и успешная практика", состоявшейся в рамках конференции "Аэропорт будущего", посвященной наземному обслуживанию воздушных гаваней.
– Расскажите, пожалуйста, о деятельности Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
– Ассоциация зимнего содержания дорог — некоммерческая организация, которая объединяет представителей отраслевых научно-исследовательских институтов и экологов, специалистов в транспортной и дорожной сферах, производителей снегоуборочной техники и противогололедных материалов. Основная задача Ассоциации — внедрение современных методов уборки снега и борьбы с обледенениями на любых поверхностях для комфортной и безопасной зимы.
Одно из актуальных направлений — наземное обслуживание аэропортов в зимний период. Эксперты Ассоциации сотрудничают с аэропортами, промышленными предприятиями, производящими материалы для их содержания, и хендлинговыми компаниями со всего мира. Мы ведем аналитическую и исследовательскую деятельность. В частности, активно изучаем новые технологии зимнего содержания территорий аэропортов и противообледенительной обработки самолетов.
– Как развиваются эти направления в России?
– Зимнее содержание территорий аэропортов подразумевает очистку взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов от наледи. Это необходимо для того, чтобы обеспечить высокое сцепление шасси с дорожным покрытием и сделать взлет и посадку безопасными.
Добиться нужного состояния покрытия помогают реагенты, разработанные специально для территорий аэропортов. На сегодняшний день в России есть несколько производителей такой продукции. Причем стоит отметить, что рынок отечественных авиареагентов развивается: буквально год назад производство запустил Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ), который долгие годы специализировался на разработке антигололедных средств для объектов дорожного хозяйства. Предприятие теперь выпускает еще и твердые и жидкие реагенты на формиатной и ацетатной основах для разных температурных режимов специально для взлетно-посадочных полос. Коррозийное воздействие на детали самолетов таких материалов сопоставимо с влиянием талого снега и отвечает требованиям мировых стандартов.
На рынке противообледенительных жидкостей (ПОЖ) ситуация более сложная. До недавнего времени в России существовали только две компании, производящие данную продукцию, и они полностью зависят от одной зарубежной фирмы, которая поставляет основной компонент ПОЖ. В России данная присадка смешивается с EG — этиленгликолем и PG — пропиленгликолем и уже как конечный продукт поставляется потребителю.
Только представьте себе, без ПОЖ зимой не взлетит ни один самолет. И поставки столь стратегически важного продукта полностью зависели от воли и желания единственной зарубежной компании.
Однако совсем недавно отечественный рынок противообледенительных жидкостей для предполетной обработки самолетов перестал быть монополией. В России появилась первая компания, которая зарегистрировала уникальную для нашей страны технологию производства ПОЖ полного цикла — от создания присадки до конечного продукта. Мощности расположены в Санкт-Петербурге и Московской области. Продукция получила международные и российские сертификаты качества.
– Почему в России лишь недавно появилось производство ПОЖ полного цикла?
– Производство ПОЖ — одно из ключевых направлений, от которого зависит безопасность полетов. Качество продукции строго контролируется с помощью системы международной сертификации. Чтобы получить необходимые документы, нужно получить заключения четырех профильных международных институтов. Испытания сложные, дорогостоящие. Кроме того, имеют место определенные системы сдерживания: лидеры рынка — владельцы технологий — это компании из Северной Америки, Европы и Китая, которые не хотят появления нового конкурента, не хотят терять влияние на российском авиационном рынке.
Однако ничто не вечно. Теперь, несмотря на все барьеры и сложности, в России есть свой производитель сертифицированных ПОЖ.
– Какой экономический эффект имеет появление российской ПОЖ?
– ПОЖ — одно из наименований, присутствующее в таблице продуктов, требующих импортозамещения. Дело в том, что этот продукт в буквальном смысле незаменим для предполетной подготовки самолетов зимой.
Сегодня мы наблюдаем непростые взаимоотношения России и стран Запада. В такой нестабильной обстановке существует потенциальный риск того, что международная компания в какой-то момент может остановить поставки концентрата в Россию и прекратить лицензионное соглашение с партнерами. Такое развитие событий парализует авиасообщение всей нашей страны в холодное время.
С появлением российского производителя ПОЖ российское авиасообщество перестало быть зависимым от зарубежных поставщиков.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather