Рынок ТОиР изменится в результате нехватки производственных мощностей
Недавно со мной произошла забавная история при поиске возможностей для проведения тяжелых форм техобслуживания нескольких самолетов. Впервые за мою 25-летнюю карьеру я не смог найти слоты, доступные в ближайшее время.
Возможно, мне просто не повезло со временем, ведь ни одна авиакомпания не хочет выводить самолет из эксплуатации в самые загруженные летние месяцы. Тем не менее разговоры с представителями крупных провайдеров ТОиР ВС подтверждают общую тенденцию — их ангары заполнены настолько, что некоторые компании даже отказываются от заказов.
На протяжении нескольких десятилетий на рынке ТОиР предложение всегда превышало спрос. Все три типа игроков в индустрии — производители оригинального оборудования (OEM), независимые провайдеры, а также предприятия, аффилированные с авиакомпаниями, — имели избыточную пропускную способность. Это, в свою очередь, способствовало развитию жесткой конкуренции среди провайдеров ТОиР, которая поддерживала низкие цены и широкий выбор поставщиков услуг.
Но, как поется в песне Боба Дилана, "времена меняются". Традиционные авиакомпании избавляются от собственных подразделений ТОиР для снижения затрат, лоукостеры с самого начала своей деятельности проходят техобслуживание у сторонних провайдеров, а перевозчики по всему миру сильно наращивают флот в разгар самого продолжительного в истории авиации благоприятного экономического периода. Как мне представляется, сочетание этих отраслевых трендов, начавшихся более десяти лет назад, и привело к нехватке производственных мощностей, которую мы наблюдаем сегодня. Большинство ангаров ТОиР и цехов по ремонту двигателей либо полностью загружены, либо близки к этому.
Авиакомпании, в свою очередь, не сидят сложа руки. Более того, мы наблюдаем изменение поведения перевозчиков в выборе провайдеров ТОиР. С целью снизить риски влияния нехватки слотов на расписание несколько дальновидных авиакомпаний начали переговоры с выбранными ими поставщиками услуг технического обслуживания о предоставлении слотов на 3–5 лет вперед по привлекательной цене. Как следствие, провайдеры поставлены перед необходимостью изменить существующую ценовую политику для выполнения таких долгосрочных заказов.
Руководители провайдеров сегодня стоят перед задачей наилучшим образом справиться с надвигающейся нехваткой мощностей. Очевидными стратегическими вариантами решения проблемы являются увеличение количества рабочих смен, внедрение передовых методов усовершенствования процессов для повышения пропускной способности и (или) строительство новых объектов.
Главный вопрос, с которым столкнулись руководители и частные акционеры провайдеров ТОиР, — это риск при строительстве новых объектов. Экономисты и отраслевые аналитики предсказывают рецессию или замедление темпов роста отрасли в ближайшие несколько лет — в этой связи возникает вопрос, подходящее ли сейчас время инвестировать десятки миллионов долларов в новые ангары? Учитывая нехватку кадров в отрасли, смогут ли провайдеры найти достаточно квалифицированных специалистов для поддержки увеличения мощностей? Или же отказ от увеличения мощностей может заставить авиакомпании вернуться к самостоятельному техобслуживанию ВС для обеспечения бесперебойной эксплуатации самолетов?
Согласно отраслевому прогнозу от компании Alton Aviation Consultancy, рынок ТОиР будет расти со среднегодовым темпом 4,2% — в следующем десятилетии объем рынка увеличится с 73 млрд долл. до более чем 110 млрд. Учитывая этот внушительный рост, мы абсолютно уверены в том, что расходы авиакомпаний на техобслуживание в ближайшей перспективе, безусловно, увеличатся — провайдеры ТОиР будут выборочно предоставлять слоты тем, кто больше заплатит.
И, возможно, сейчас мы наблюдаем начало перехода преимущества при переговорах от покупателя к продавцу. Времена действительно меняются.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS