S7 Technics: ситуация в отрасли техобслуживания воздушных судов и планы на будущее

Про загрузку ангаров, грузовые перевозки и планы на ближайшее будущее
S7 Technics
:: S7 Technics

Разворачивающаяся ситуация с пандемией COVID-19, которую наблюдает весь мир с начала этого года, оказывает существенное влияние на российскую авиационную отрасль, в том числе и в части техобслуживания и ремонта ВС.

По данным Госкорпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации, за период январь–октябрь 2020 г. количество полетов, выполненных российскими и иностранными перевозчиками в России, составило 1,1 млн. Это на 29,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В конце марта Россия полностью временно закрыла регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами. Авиакомпании были вынуждены сокращать количество рейсов и в результате отправили на хранение от 20 до 50% своего флота.

ПРОГРАММА ХРАНЕНИЯ

Для самолетов, которые временно выводятся из активной эксплуатации, производители авиатехники предусмотрели определенные процедуры подготовки в рамках программы хранения.

Все работы по техническому обслуживанию на каждом типе самолета выполняются в соответствии с рекомендациями и инструкциями производителя. Перечень работ также зависит от сроков хранения: краткосрочных (до одного месяца) и долгосрочных (свыше трех месяцев). Но в любом случае ввод воздушного судна на хранение — процесс не быстрый и может занимать от трех до пяти дней.

Это целый комплекс работ, который включает в себя закрытие чехлами воздухозаборников и сопел двигателей, приемников воздушного давления, шасси. Проводится комплекс смазочных работ для предотвращения появления коррозии. Изнутри закрываются окна кабины пилотов и салона, а также пассажирские кресла.

При выводе воздушного судна из хранения проводятся обратные процедуры. Кроме того, проверяется работа авионики, сжатым воздухом продуваются приемники воздушного давления, смазывается механизация и тросовая проводка.

В этом году специалисты компании S7 Technics провели работы по вводу и выводу из хранения порядка 50 самолетов.

СИТУАЦИЯ В АНГАРАХ

В отрасли технического обслуживания воздушных судов летний период считается низким сезоном, ввиду того что это пора отпусков и самолеты авиакомпаний загружены выполнением интенсивной полетной программы.

Однако летом этого года ситуация была противоположной: ангары S7 Technics были намного больше загружены, чем в аналогичный период в 2019 г., за счет выполнения плановых форм базового ТО на воздушных судах, которые были выведены из расписания, а также внеплановых форм redelivery check по возврату ВС лизингодателям.

Для сравнения: за январь–сентябрь 2019 г. был выполнен 51 C-check, а в этот же период 2020 г. — уже 71 тяжелая форма периодического технического обслуживания, что превышает показатели прошлого года на 39%.

"Что касается легких форм технического обслуживания — A-сheck, то в этом году за девять месяцев их было выполнено на 22% меньше, чем в 2019-м. Это как раз связано с сокращением количества рейсов в период пандемии и, соответственно, увеличением интервалов обслуживания", — рассказал Никита Белых, директор по продажам S7 Technics.

В весенне-летний сезон было также зафиксировано снижение объемов работ специализированных участков по ремонту и техническому обслуживанию компонентов ВС (восстановление чехлов пассажирских кресел, ремонт кислородного и аварийного оборудования, производство пластиковых компонентов пассажирских кресел и др).

Бóльшая часть загрузки была связана с выполнением возвратных форм (return check) в интересах лизинговых компаний. За девять месяцев этого года было выполнено порядка десяти возвратных форм технического обслуживания. Часть парка авиакомпаниям пришлось остановить, и при этом не было возможности передачи самолетов от одного оператора другому. В результате после возвратных форм лизинговые компании переводили часть воздушных судов на хранение.

ТОиР ДВИГАТЕЛЕЙ

Пандемия оказала существенное влияние на ТОиР-провайдеров, выполняющих ремонт двигателей. Крупные европейские заводы по ремонту двигателей испытывают период резкого сокращения загрузки по капитальным ремонтам. В сложившейся ситуации S7 Technics удалось сохранить стабильность в работе, в том числе за счет появления спроса на услуги по возврату двигателей из лизинга и на восстановительные ремонты.

В весенний и летний периоды наблюдалось снижение запросов на ремонты двигателей. Однако в конце лета и в осенний период специалисты S7 Technics отметили резкое повышение спроса на восстановительные ремонты силовых установок. В основном это связано с увеличением грузовых авиаперевозок и рейсов на внутренних направлениях. За счет восстановительных ремонтов двигателей авиаперевозчики могут существенно сократить расходы на ТОиР двигателей в сложный для отрасли период. 

БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

По прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), ожидается, что объем авиаперевозок в мире за 2020 г. составит 58% от объема перевозок 2019 г.

По самым оптимистичным прогнозам, международное авиасообщение будет восстановлено не раньше апреля 2021 г.

Потребность в выполнении работ на самолетах в летний период была выше, чем когда-либо. Осенний период показывает, что пандемия внесла свои корректировки в привычный ритм работы отрасли ТО авиатехники и сейчас сложно прогнозировать уровень спроса на те или иные услуги по техническому обслуживанию авиатехники на ближайшие месяцы.

Поскольку часть форм периодического ТО была выполнена для авиакомпаний в летний период, вероятно, что объем загрузки ангаров к концу 2020 г. может быть ниже, чем в аналогичный период 2019 г.

По оперативным данным Росавиации, в октябре 2020 г. российские авиаперевозчики обслужили 6,78 млн пасс., что на 39,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Бессменным лидером рынка на протяжении семи месяцев остается авиакомпания S7 Airlines. В октябре авиакомпания перевезла 1,17 млн пасс., на 24,6% меньше, чем за аналогичный период 2019 г.

На основании формирующейся умеренно положительной тенденции на рынке пассажирских авиаперевозок S7 Technics планирует помимо базового и линейного ТО больше внимания уделять другим своим услугам.

"Наш производственный график сформирован как минимум на ближайшие шесть месяцев. Помимо периодического и оперативного ТО воздушных судов мы планируем сосредоточиться на комплексных решениях по передаточным формам техобслуживания (redelivery check), инжиниринговых услугах, производстве компонентов, техническом обслуживании двигателей", — прокомментировал Никита Белых, директор по продажам S7 Technics.

Компания полагает, что в настоящей момент оптимальной моделью поведения в секторе техобслуживания авиатехники является следование уже намеченным стратегическим целям — в то же время с внесением корректировок и своевременным реагированием на складывающуюся ситуацию на рынке.

Поэтому планы по открытию цеха S7 Technics для обслуживания вспомогательных силовых установок (ВСУ) в московском аэропорту Шереметьево не откладываются. Намечается также открытие цеха по капитальным ремонтам двигателей CFM56-5B/-7B. Это позволит S7 Technics помимо расширения перечня предлагаемых сервисов по обслуживанию компонентов более комплексно подойти к работе с авиакомпаниями и предлагать им расширенный пакет услуг по техническому обслуживанию воздушных судов.

СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТОВ

В период пандемии крупнейшие пассажирские авиакомпании сумели вовремя перепрофилировать часть своего бизнеса под перевозку коробочных грузов в пассажирских салонах воздушных судов. В марте об этом задумалось большинство российских авиаоператоров, использующих дальнемагистральный флот.

Благодаря высокому спросу на грузоперевозки многим операторам удалось снизить негативный эффект на финансовые результаты, вызванный падением пассажирских авиаперевозок.

Но наиболее успешно весенний период и начало лета сложились для специализированных грузовых авиакомпаний за счет резкого повышения спроса на перевозку товаров медицинского назначения и средств индивидуальной защиты.

По прогнозам экспертов, до возобновления полноценного международного пассажирского авиасообщения ситуация будет способствовать росту отрасли международных грузовых авиаперевозок. Операторы грузового воздушного флота столкнулись с ситуацией, когда нужно удовлетворить спрос на тот объем грузоперевозок, который ранее осуществлялся международными пассажирскими авиарейсами (в багажных отсеках авиалайнеров).

В осенне-зимний период, когда происходит сезонное снижение пассажиропотока, некоторые авиакомпании планируют возобновить перевозку коробочных грузов, чтобы поддерживать высокий уровень операционной загрузки флота.

Но перевозка грузов в пассажирском салоне самолета имеет определенные ограничения: по габаритам, характеристике, массе и категории груза. Кроме того, загрузка груза в салон самолета может занимать шесть–восемь часов.

S7 Airlines увидела тренд на недостаток провозных емкостей в пассажирском флоте еще до начала пандемии и начала развивать направление воздушных грузоперевозок специализированными грузовыми самолетами; в августе она подписала контракт с американской лизинговой компанией GECAS на поставку двух грузовых Boeing 737-800BCF. Это будут первые полностью ориентированные только на перевозку грузов самолеты в парке компании. Первый 737-800BCF лизингодатель планирует поставить до конца 2020 г. Поставка второго борта запланирована на январь 2021 г. Самолеты грузоподъемностью 23,9 т имеют дальность полета до 3750 км.

Перед грузовым флотом будет стоять задача удовлетворить соответствующие потребности рынка и расширить перечень категорий перевозимых грузов. Достаточно широкая маршрутная сеть S7 Airlines позволит сформировать интересное предложение для рынка. А также появится возможность обеспечить оптимальную загрузку, в том числе с помощью трансферных потоков, когда комбинируются емкости грузовых и пассажирских самолетов. По прогнозам авиакомпании, новые воздушные суда позволят увеличить объем перевозки грузов и почты на 30%.

Подобного рода меры дадут возможность еще больше усилить финансовую устойчивость авиакомпании с учетом текущей ситуации в отрасли.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.