Самодиагностика самолетов
Все быстрее внедряются новые технологии, конструкции, материалы, способы производства, методики ремонта и роботизированные средства.
Заметный вклад в области безопасности полетов могут внести бортовые системы нового поколения, которые не только проводят мониторинг технического состояния ВС, но и могут точно предсказать момент, когда проблемный агрегат потребует замены. Подобные системы способны также диагностировать эпизодические отказы. Так не устареет ли в конечном итоге техническое обслуживание в его нынешнем виде?
Как считает Аксель Крайн, старший вице-президент Airbus по исследованиям и технологиям, в ближайшее десятилетие произойдет переход от систем мониторинга исправности к системам управления техническим состоянием (HMS, health management system), которые предсказывают отказы и ухудшение характеристик агрегатов и автоматически формируют график работ по ТОиР, что в перспективе может привести к полному отказу от периодических форм обслуживания.
"Сегодняшние системы мониторинга просто регистрируют данные во время полета и сообщают об отказах, а решение о выполнении тех или иных работ принимает бригада технического обслуживания, — говорит Крайн. — Будущие системы управления состоянием займутся этим автоматически".
По его словам, продвинутое программное обеспечение будет в режиме реального времени анализировать данные от различных систем самолета и если произойдет отказ или срок службы детали близится к концу, система сама назначит необходимые работы. При этом потребуется обеспечить место в ангаре и ремонтную бригаду, а также заказать запчасти, чтобы они были вовремя доставлены. Важно, что все это должно происходить без вмешательства человека, причем график работ будет согласован с расписанием полетов самолета.
Например, если система предупреждает, что устройству осталось работать 50 ч, самолет еще может выполнить несколько рейсов. Или, если приближается срок очередного ТО, замену устройства можно отложить до этих работ.
"Это не только минимизирует объем периодического обслуживания, но и поможет избавиться от внеплановых работ. — говорит Крайн. — Более того, благодаря применению таких эффективных и надежных систем авиакомпании смогут сократить запасы запчастей и трудовые ресурсы. Впрочем, едва ли подобные системы будут созданы и интегрированы в бортовое оборудование самолета до 2020 г.".
По оценкам, переход к системам ТОиР, прогнозирующим состояние самолета, может снизить время на обслуживание машины примерно вдвое. Серьезно продвинуться в этом направлении поможет использование компьютерных нейронных сетей. Так называется программное обеспечение, отчасти моделирующее работу человеческого мозга и имеющее способность к "самообучению" по мере накопления данных. Не исключено, что в течение 10 лет подобные программы достигнут настолько надежного уровня прогнозирования, что получат одобрение производителей систем и разработчиков самолета и смогут, например, автоматически принимать обоснованное решение об откладывании ТО на более поздний срок.
И все это уже не фантастика. Разумеется, нынешним системам HMS еще далеко до полной самостоятельности в принятии решений, однако обработка и анализ данных уже сейчас в значительной степени производятся без вмешательства человека.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent