Самодиагностика самолетов

СДЕЛАЕТ ЛИ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС НЕНУЖНОЙ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННУЮ СЛУЖБУ?

Все быстрее внедряются новые технологии, конструкции, материалы, способы производства, методики ремонта и роботизированные средства.
Заметный вклад в области безопасности полетов могут внести бортовые системы нового поколения, которые не только проводят мониторинг технического состояния ВС, но и могут точно предсказать момент, когда проблемный агрегат потребует замены. Подобные системы способны также диагностировать эпизодические отказы. Так не устареет ли в конечном итоге техническое обслуживание в его нынешнем виде?
Как считает Аксель Крайн, старший вице-президент Airbus по исследованиям и технологиям, в ближайшее десятилетие произойдет переход от систем мониторинга исправности к системам управления техническим состоянием (HMS, health management system), которые предсказывают отказы и ухудшение характеристик агрегатов и автоматически формируют график работ по ТОиР, что в перспективе может привести к полному отказу от периодических форм обслуживания.
"Сегодняшние системы мониторинга просто регистрируют данные во время полета и сообщают об отказах, а решение о выполнении тех или иных работ принимает бригада технического обслуживания, — говорит Крайн. — Будущие системы управления состоянием займутся этим автоматически".
По его словам, продвинутое программное обеспечение будет в режиме реального времени анализировать данные от различных систем самолета и если произойдет отказ или срок службы детали близится к концу, система сама назначит необходимые работы. При этом потребуется обеспечить место в ангаре и ремонтную бригаду, а также заказать запчасти, чтобы они были вовремя доставлены. Важно, что все это должно происходить без вмешательства человека, причем график работ будет согласован с расписанием полетов самолета.
Например, если система предупреждает, что устройству осталось работать 50 ч, самолет еще может выполнить несколько рейсов. Или, если приближается срок очередного ТО, замену устройства можно отложить до этих работ.
"Это не только минимизирует объем периодического обслуживания, но и поможет избавиться от внеплановых работ. — говорит Крайн. — Более того, благодаря применению таких эффективных и надежных систем авиакомпании смогут сократить запасы запчастей и трудовые ресурсы. Впрочем, едва ли подобные системы будут созданы и интегрированы в бортовое оборудование самолета до 2020 г.".
По оценкам, переход к системам ТОиР, прогнозирующим состояние самолета, может снизить время на обслуживание машины примерно вдвое. Серьезно продвинуться в этом направлении поможет использование компьютерных нейронных сетей. Так называется программное обеспечение, отчасти моделирующее работу человеческого мозга и имеющее способность к "самообучению" по мере накопления данных. Не исключено, что в течение 10 лет подобные программы достигнут настолько надежного уровня прогнозирования, что получат одобрение производителей систем и разработчиков самолета и смогут, например, автоматически принимать обоснованное решение об откладывании ТО на более поздний срок.
И все это уже не фантастика. Разумеется, нынешним системам HMS еще далеко до полной самостоятельности в принятии решений, однако обработка и анализ данных уже сейчас в значительной степени производятся без вмешательства человека.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.