Самолет в учебном классе

Новые подходы Airbus к подготовке летного и технического состава

Алексей СИНИЦКИЙ, Тулуза

В июне вводится в строй первый учебный тренажер A380, — притом что летные испытания этого самолета лишь начинаются. Реализация программы A380 требует от фирмы Airbus, авиакомпаний и аэропортов новых решений во многих областях. Принципиально важным является обучение персонала, который будет эксплуатировать новую машину, — несмотря на закономерный рост автоматизации, именно человек находится в центре сложнейших авиационных систем.

Первый полет нового 500-местного самолета A380, состоявшийся 27 апреля, продолжался 3 ч 54 мин. Этот факт свидетельствует о том, что на современном уровне проектирования и изготовления нового пассажирского самолета уже не возникает сомнений в его способности летать — испытания нужны для выявления нюансов и оптимизации характеристик машины. "Мы научились делать достаточно надежные самолеты, однако проблема была и остается в людях, — говорит вице-президент Airbus по подготовке летно-технического и коммерческого персонала авиакомпаний Жан-Мишель Руа. — Они должны уметь безопасно и эффективно эксплуатировать самолеты".

Несмотря на небывалые габариты и вес A380, основные принципы управления им остались общими для всего семейства самолетов Airbus. Машина управляется электродистанционной системой управления с боковыми джойстиками, общая компоновка кабины пилотов и расположение информационных экранов остались традиционными для Airbus. Тем не менее новый самолет требует и новых подходов к обучению.

Главная причина — экономическая. Понятно, что авиалайнер стоимостью порядка 260 млн долл. должен как можно больше летать, зарабатывая деньги, и как можно меньше использоваться в качестве учебной скамьи. Вместе с тем современные технологии, основанные на использовании высокопроизводительных компьютеров, открывают новые возможности. "Авиационная индустрия должна "перенести" самолет в учебные классы, сделав его виртуальным", — считает г-н Руа.

В некоторой степени такой подход уже реализован. Пилоты изучают системы самолета с помощью компьютерных обучающих программ и осваивают технику управления на летных тренажерах. Однако для освоения A380 фирма делает особый упор на тренажеры нового типа — MFTD (Maintenance / Flight Training Devices). Это функциональный аналог пилотской кабины, построенный на жидкокристаллических интерактивных мониторах. Такая система значительно дешевле, чем полноценный летный тренажер, и в то же время позволяет доводить до автоматизма процедуры управления самолетом.

Стандартный курс для переобучения пилота на A380 составляет 25 дней, из них 15 дней занимает освоение систем и процедур на MFTD (42 ч). Еще 10 дней требуется на тренажер — время "полетов" на полнофункциональном подвижном тренажере составляет 40 ч. Для пилотов, летающих на A320/330/340, время переучивания на A380 сокращается до 13 дней — в этом преимущество семейственности самолетов Airbus.

Аналогичные курсы обучения формируются для технического состава и бортпроводников. Так, для инженеров по обслуживанию A380 отводится 5 дней на общее ознакомление и 3 дня на изучение новых технологий — это делается в компьютерном классе. Далее следует фаза освоения процедур на виртуальном самолете с помощью MFTD. Изучение авионики занимает 14 дней, планера — 12 дней, двигателей — 13 дней. И только затем начинаются практические занятия на реальном самолете, которые сокращены всего до 5 дней. Сходным образом будет построено и обучение бортпроводников, а для освоения методик аварийного покидания самолета будет использоваться специальный тренажер CEET (Cabin Emergency Evacuation Trainer), который будет готов в III квартале.

Сроки ввода в строй тренажеров — еще одно нововведение Airbus в программе A380. Традиционно учебные тренажеры готовятся к началу поставок новых самолетов. Однако на этот раз Aibus двинулся опережающими темпами, и первый учебный (а не инженерный, с которым работают летчики-испытатели) летный тренажер был готов фактически к началу испытательных полетов, а второй будет поставлен чуть позже. Их алгоритмы работы будут настраиваться по мере продвижения программы летных испытаний A380, так что тренажеры будут полностью соответствовать реальному самолету за три месяца до начала поставок серийных машин заказчикам. Это позволит заранее подготовить экипажи и технический персонал, чтобы они смогли сразу начать коммерческую эксплуатацию самолетов в своих авиакомпаниях.

По словам Жан-Мишеля Руа, новые методики обучения, освоенные на A380, будут постепенно внедряться и в процессы освоения других моделей. Разумеется, многие из них основаны на том, что у пилота уже есть опыт полетов на современных самолетах в составе двухчленного экипажа. Однако переобучение пилотов с советской техники тоже не является особой проблемой. "Я тренировал людей из Восточной Европы, Вьетнама, Камбоджи и многих других стран, до этого летавших на советских самолетах в составе многочленного экипажа, — сообщил г-н Руа корреспонденту АТО. — Они все освоили самолеты Airbus, надо только научить. Конечно, если пилоту 55 лет, это сделать гораздо труднее, чем когда ему 20. Я считаю, что компании Airbus было бы неплохо поучаствовать в программе обучения российских пилотов на уровне летных училищ".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.