Самолеты в стране степей
После распада СССР самое богатое наследство от бывшего советского "Аэрофлота" досталось России. Казахстан получил второй по величине авиапарк, к зависти остальных бывших советских республик. Однако, как и Россия, республика пошла непростым и плохо поддающимся управлению путем "обвальной" либерализации воздушного транспорта, в результате чего сейчас гражданская авиация Казахстана находится примерно в том состоянии, в каком пребывала российская лет пять назад. В настоящее время по инициативе властей идет очередной этап реорганизации отрасли, следствием которого должно стать усиление ее государственного регулирования.
![]() |
Четыре Boeing 737-200 и два A310-300 выполняют основной объем международных перевозок национальной авиакомпании Казахстана "Эр Казахстан" |
В 70-е гг. прошлого века регулярные рейсы несостоявшегося флагмана советской авиации - сверхзвукового Ту-144 - проходили по маршруту Москва-Алма-Ата. Это не было случайностью. В Советском Союзе Казахстанское управление гражданской авиации по своим масштабам находилось на втором месте после Московского.
В 1991 г. весь авиапарк Казахстанского управления ГА достался независимому Казахстану.
Спустя десять лет государственный реестр гражданских воздушных судов этой страны насчитывает (по состоянию на сентябрь прошлого года) 603 летательных аппарата, в том числе 526 самолетов (из них 163 относятся к 1-3 классу) и 77 вертолетов. Практически все эти ВС, чей эксплуатационный ресурс составляет 20-25 лет, произведены в 60-70-х гг., так что сегодня они подошли к рубежу разрешенной эксплуатации. По данным Главной инспекции по надзору за безопасностью полетов при Министерстве транспорта и коммуникаций Казахстана, из общего количества воздушных судов исправными признаются только 37% самолетов и 59% вертолетов. Новых самолетов в Казахстане нет вообще, а самолетов западного производства (тоже весьма неновых) за этот период добавилось всего несколько единиц. Как и на всем постсоветском пространстве, объемы авиаперевозок в Казахстане после распада СССР резко упали. Официальные итоги прошедшего года на момент написания данной статьи еще не были подведены, но количество перевезенных пассажиров в республике едва ли превысит 1 млн чел. На сегодня, по данным Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, доля гражданской авиации в общих транспортных перевозках республики составляет всего 0,12%. Тем не менее доля внутренних авиаперевозок остается относительно большой, почти 40% от общего объема. Только между Алматы и Астаной - старой и новой столицами - ежедневно совершается 6 пассажирских рейсов.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 23 new destinations to its vast summer route network
- Sky Gates Airlines takes delivery of second Ilyushin IL-96-400T
- Superjet 100 flies with Russian engines
- Aeroflot posts first full year profit since pandemic
- Supporting Russia’s fleet of Western-built aircraft is a humanitarian necessity – AmCham Russia
- Rosaviatsiya: Russian airlines’ passenger traffic to decline in 2025
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level