Северо-западный конкурс

Инвестиционная привлекательность аэропортов в последнее время резко возросла. Причин несколько. Объемы пассажироперевозок растут с 2000 г.; государство приступило к финансированию реконструкции аэропортового имущества, не подлежащего приватизации; начала внедряться и форма государственно-частного партнерства (ГЧП).
На этом фоне особый интерес представляют события, разворачивающиеся вокруг аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Есть шансы, что схема его развития, которая сейчас осуществляется, послужит примером для других российских аэропортов, хотя, впрочем, нельзя исключать, что пример Пулково окажется уникальным.
В прошлом году 100% акций ОАО "Аэропорт Пулково" было передано в собственность Санкт-Петербурга. Для сохранения статуса Пулково (поскольку федеральным аэропорт быть перестал) в Минтрансе придумали новый термин: аэропорт федерального значения.
Будучи четвертым аэропортом в России по количеству обслуженных пассажиров, Пулково — весьма привлекательный объект для иностранных стратегических инвесторов. Их интерес совпал и с намерениями питерской администрации, которые один из чиновников неофициально сформулировал так: "передать аэропорт в долгосрочную аренду [30 лет] в хорошие руки, чтобы о нем больше голова не болела". С этой целью в апреле правительство Санкт-Петербурга объявило конкурс на реконструкцию и концессионное управление аэропортом. Условия конкурса сформулированы своеобразно — они, в частности, отсекают участие в нем московских аэропортов (это было сделано намеренно, говорят представители городской администрации). По словам юристов, осуществить ГЧП с надежной гарантией прав иностранных инвесторов сейчас можно только в Санкт-Петербурге. Пулковский проект не охватывается Федеральным законом "О концессионных соглашениях" (№ 115-ФЗ от 21 июля 2005 г.), правовое регулирование осуществляется Законом Санкт-Петербурга "Об участии г. Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" (№ 627-100 от 20 декабря 2006 г.), который предоставляет городу значительную свободу в ходе структурирования проекта, проведения конкурса и развития ГЧП.
В августе предварительный отбор прошли семь участников: ООО "Невский аэропорт" ("Базовый элемент" и сингапурский аэропорт Чанъи), ООО "Финансово-промышленная компания "Фарватер" (ВТБ и Fraport), ОАО "Петропорт-концессия" (УК "Лидер" и аэропорт Вены), ООО "Невское небо" ("Ренессанс Капитал" и Macquarie Group), ООО "Международный аэропорт Санкт-Петербург" ("Ренова" и Hochtief Airport GmbH), TAV Airports (Турция), GMR Infrastructure Ltd (Индия). Участники должны сформировать конкурсные предложения до 5 февраля 2009 г.; подведение итогов состоится 12 марта. Состав претендентов настолько силен, что едва ли можно выделить однозначных фаворитов, но позиции двух первых из перечисленных участников представляются особенно сильными.
Неявным условием реализации планов администрации Санкт-Петербурга является также наличие мощного базового перевозчика, способного превратить Пулково в международный транзитный узел. В этой связи особенно интересны возможности авиакомпании "Трансаэро" — обладая мощным парком дальнемагистральных ВС, она могла бы связать через Санкт-Петербург Юго-Восточную Азию с Америкой.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.