Северо-западный конкурс
Инвестиционная привлекательность аэропортов в последнее время резко возросла. Причин несколько. Объемы пассажироперевозок растут с 2000 г.; государство приступило к финансированию реконструкции аэропортового имущества, не подлежащего приватизации; начала внедряться и форма государственно-частного партнерства (ГЧП).
На этом фоне особый интерес представляют события, разворачивающиеся вокруг аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Есть шансы, что схема его развития, которая сейчас осуществляется, послужит примером для других российских аэропортов, хотя, впрочем, нельзя исключать, что пример Пулково окажется уникальным.
В прошлом году 100% акций ОАО "Аэропорт Пулково" было передано в собственность Санкт-Петербурга. Для сохранения статуса Пулково (поскольку федеральным аэропорт быть перестал) в Минтрансе придумали новый термин: аэропорт федерального значения.
Будучи четвертым аэропортом в России по количеству обслуженных пассажиров, Пулково — весьма привлекательный объект для иностранных стратегических инвесторов. Их интерес совпал и с намерениями питерской администрации, которые один из чиновников неофициально сформулировал так: "передать аэропорт в долгосрочную аренду [30 лет] в хорошие руки, чтобы о нем больше голова не болела". С этой целью в апреле правительство Санкт-Петербурга объявило конкурс на реконструкцию и концессионное управление аэропортом. Условия конкурса сформулированы своеобразно — они, в частности, отсекают участие в нем московских аэропортов (это было сделано намеренно, говорят представители городской администрации). По словам юристов, осуществить ГЧП с надежной гарантией прав иностранных инвесторов сейчас можно только в Санкт-Петербурге. Пулковский проект не охватывается Федеральным законом "О концессионных соглашениях" (№ 115-ФЗ от 21 июля 2005 г.), правовое регулирование осуществляется Законом Санкт-Петербурга "Об участии г. Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" (№ 627-100 от 20 декабря 2006 г.), который предоставляет городу значительную свободу в ходе структурирования проекта, проведения конкурса и развития ГЧП.
В августе предварительный отбор прошли семь участников: ООО "Невский аэропорт" ("Базовый элемент" и сингапурский аэропорт Чанъи), ООО "Финансово-промышленная компания "Фарватер" (ВТБ и Fraport), ОАО "Петропорт-концессия" (УК "Лидер" и аэропорт Вены), ООО "Невское небо" ("Ренессанс Капитал" и Macquarie Group), ООО "Международный аэропорт Санкт-Петербург" ("Ренова" и Hochtief Airport GmbH), TAV Airports (Турция), GMR Infrastructure Ltd (Индия). Участники должны сформировать конкурсные предложения до 5 февраля 2009 г.; подведение итогов состоится 12 марта. Состав претендентов настолько силен, что едва ли можно выделить однозначных фаворитов, но позиции двух первых из перечисленных участников представляются особенно сильными.
Неявным условием реализации планов администрации Санкт-Петербурга является также наличие мощного базового перевозчика, способного превратить Пулково в международный транзитный узел. В этой связи особенно интересны возможности авиакомпании "Трансаэро" — обладая мощным парком дальнемагистральных ВС, она могла бы связать через Санкт-Петербург Юго-Восточную Азию с Америкой.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators