Шило на мыло
Hеобходимость обновления оборудования на уже существующих ВС не всегда очевидна. Хорошо помнится кампания по установке на воздушные суда новых аварийных маяков: средства авиакомпании потратили, а результат неочевиден. Сейчас дискуссия развернулась вокруг установки на вертолеты новых бортовых самописцев.
С 1 января 2015 г. должно было вступить в силу решение Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) от 18.11.2013 № 03.02-937, согласно которому всем вертолетам Ми-8 и Ми-8Т требовалось пройти переоборудование по замене бортовых регистраторов. В соответствии с этим документом на вертолетах Ми-8 всех конфигураций для продления сертификата надо было установить регистраторы СДК-8 серии 2 с расширенным диапазоном до 12 аналоговых параметров и 13 разовых команд.
Это решение вызвало недоумение в среде эксплуатантов вертолетной техники: переоборудование авиакомпании должны выполнять самостоятельно за свой счет, а многим пришлось бы уже повторно менять регистраторы СДК-8 на аналогичные устройства второй серии. Требования к регистраторам меняются часто, а практическая польза в вопросах безопасности от них сомнительна.
Как сообщили "Авиатранспортному обозрению" в Росавиации, обсуждение вопроса, а также вступление в силу требования по замене регистраторов отложили до 2016 г. Количество в стране вертолетов, которым необходимо пройти переоборудование, в ведомстве не сообщили. Только в следующем году должна начаться перепись воздушных судов, на которых надо установить регистраторы с расширенным диапазоном параметров.
Очевидно, что число техники значительно — многие авиакомпании ранее предпочли установить СДК-8 с меньшим числом параметров (6 аналоговых параметров и 8 разовых команд) или, в случае ВС с иностранной регистрацией, аналоговые системы зарубежного производства. Получается, что на вертолетах с иностранной регистрацией замена устройства не требуется, а на вертолетах с российской регистрацией потребуется установить систему СДК-8 с расширенным числом параметров. Как всегда, за счет самих эксплуатантов.
Авиакомпании совсем недавно заменили регистраторы САРПП-12 на СДК-8. Только в 2012 г. вступил в действие бюллетень М2822-БУ-Г, по которому на всех вертолетах Ми-8 должны были провести работы по замене устаревших регистраторов САРПП-12 на СДК-8. Впрочем, многие авиапредприятия добровольно заменили аналоговые магнитные регистраторы на цифровые системы СДК-8 или на альтернативное иностранное оборудование уже к 2010 г.
На момент выхода бюллетеня не было конкретизации, какой регистратор ставить — ни по числу параметров, ни по производителю. Некоторое время спустя МВЗ им. Миля разработал бюллетень, по которому необходимо устанавливать только СДК-8 серии 2.
Решение по обязательной замене регистратора обусловлено как рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ICAO) для тяжелых вертолетов, так и стремлением Межгосударственного авиационного комитета (МАК) получить возможность более детально восстанавливать картину летных происшествий.
Согласно международным критериям, Ми-8 относится к тяжелым вертолетам. Для гармонизации Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (ФАП-128) с международными стандартами было принято решение о переоборудовании российских вертолетов. Однако напрямую Федеральные авиационные правила РФ и документы ICAO не предусматривают требований по количеству регистрируемых параметров.
По мнению президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, установка СДК-8 с расширенным диапазоном никак не повлияет на уровень безопасности полетов. Он заявил в интервью АТО, что увеличение параметров могло бы помочь расследованиям МАК, однако с учетом дороговизны процедуры АЭВТ против обязательной всеобщей замены регистраторов. Переоборудование одного вертолета стоит более 1 млн руб., а проведение работ потребует приостановки эксплуатации техники в среднем на пять дней.
Владимир Тасун также отметил, что решение Росавиации еще можно отменить, если будет принято соответствующее консолидированное решение со стороны эксплуатантов, разработчиков, Росавиации и МАК. Однако такое решение к моменту своего выхода, скорее всего, окажется для многих эксплуатантов бесполезным, поскольку они уже начали готовить свой флот к новым требованиям. Вертолетная авиакомпания "Ямал", например, в прошлом году в течение двух месяцев (к началу действия бюллетеня в 2015 г.) уже переоборудовала 46 из 54 ВС своего парка. Затраты на проведенные работы по замене регистраторов могут отразиться на стоимости перевозок, сообщили "Авиатранспортному обозрению" в авиакомпании.
Рассмотрение вопроса, тем не менее, остается актуальным для многих авиапредприятий. Отмена обязательной замены регистраторов может помочь находящейся в непростой финансовой ситуации авиакомпании "ЮТэйр", у которой самый большой в России вертолетный парк, насчитывающий 350 машин.
Большее число регистрируемых параметров позволит улучшить качество расследования авиатранспортных происшествий. Причем для наиболее полного восстановления картины идеально наличие 18 и более параметров, рассказал представитель отрасли. Подробное восстановление картины происшествия необходимо МАК и государству, но работы по установке регистраторов требуют больших затрат. Регуляторы уже вынудили многих эксплуатантов понести двойные расходы по замене прибора, что негативно отразится на экономике предприятий и состоянии отрасли в целом.
Кроме того, никто не гарантирует, что через несколько лет не выйдет новый бюллетень с требованием заменить регистраторы на более совершенные. Возможно, стоит поднять вопрос о получении государственного финансирования для повторной замены регистраторов, в случае если это произойдет скоро.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft