Синяя птица и старые грабли

Возобновление роста авиаперевозок в России грозит новым мыльным пузырем
Синяя птица и старые грабли
Уход с рынка "Трансаэро" стал одним из факторов, помогших российским авиакомпаниями завершить 2016 год с прибылью :: Леонид Фаерберг // transport-photo.com

Неожиданно — на фоне экономического кризиса и впервые с 2010 года — российские авиакомпании в 2016 году получили чистую прибыль. Но одновременное увеличение провозной емкости на 12,5% свело на нет положительный эффект остановки "Трансаэро", и уже с IV квартала ушедшего года отрасль возвращается к обычной ситуации острой ценовой конкуренции, со всеми вытекающими убытками. Новый раунд начали авиакомпании "Россия" и "ВИМ-Авиа", причем вторая за год увеличила располагаемые провозные емкости почти в 2,5 раза. На этом фоне рыночное доминирование группы "Аэрофлот" стало настолько очевидным, что многие авиакомпании ищут рыночные ниши, альтернативные прямой конкуренции в московском авиаузле: S7 Airlines в 2017 году получает региональные самолеты Embraer E170 и "возвращается" в Новосибирск с новой хабовой концепцией.

Финансовые итоги IV кв. 2016 г. еще не подведены, и вряд ли они будут положительными, но с учетом результатов первых девяти месяцев мы можем уверенно предположить, что российские авиакомпании — впервые с 2010 г. — получили суммарную прибыль. Отдельные перевозчики получали чистую прибыль и в 2011–2015 гг., однако они, скорее, выглядели хорошими исключениями на общем убыточном фоне.

Неожиданному результату на фоне финансово-экономического кризиса в стране способствовали закатившаяся звезда "Трансаэро", судорожное сбрасывание излишнего флота некоторыми другими авиакомпаниями в 2014–2015 гг. и снижение ставки НДС на внутренних воздушных линиях до 10%. Сокращение провозной емкости в позапрошлом году, по расчетам АТО, составило 19% и заметно переместило точку равновесия в балансе спроса и предложения на рынке. Несмотря на сокращение ВВП и реальных располагаемых доходов населения, в первой половине 2016 г. показатель RASK (доходы на располагаемый кресло-километр) на ВВЛ (расчеты АТО на основе данных ТКП) увеличился почти на 23%. Но по итогам 2016 г. наша отрасль сделала весомую заявку на солидные убытки в будущих периодах, набрав провозной емкости в объеме, сопоставимом с куда более сытыми годами (рис. 1). 

Рис. 1. Поступление/выбытие и чистый прирост провозной емкости российских авиакомпаний в 2011–2016 годах

Рис. 1. Поступление/выбытие и чистый прирост провозной емкости российских авиакомпаний в 2011–2016 годах

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.