Системный конструктор
В обмен на средства государственного инвестфонда компания "Траверс-Авиа" берется создать в России условия для развития деловой авиации, а точнее — всей авиации общего назначения. Пожалуй, еще ни разу компания среднего бизнеса не предлагала так много.
По словам исполнительного директора "Траверс-Авиа" Владимира Зиберова, проект начался несколько лет назад с решения компании создать в одном из аэропортов Северо-Западного региона современную инфраструктуру для обслуживания рейсов деловой авиации. Однако без участия государства это оказалось невозможно: в реконструкции нуждались ВПП, рулежные дорожки, светосигнальное оборудование — то есть все то, что принадлежит государству и не может быть отдано в частные руки. Решить проблему можно было только за счет государственного финансирования, привлечь которое оказалось непросто. Чтобы заинтересовать государство во вложении средств, пришлось разработать программу создания в России сети аэропортов с соответствующей инфраструктурой для обслуживания авиации общего назначения (АОН), частью которой является и деловая авиация. К моменту ввода в эксплуатацию этих объектов предполагалось и пролоббировать изменения в действующей законодательной базе, сделав ее более дружественной по отношению к АОН. В "Траверс-Авиа" рассчитывают, что участие государства в этом масштабном проекте станет гарантией лояльного отношения властей всех уровней к начинанию частной компании.
Но чтобы претендовать на средства инвестфонда, нужно было выстроить бизнес-план в соответствии с требованиями Министерства экономического развития и торговли. В частности, необходимо было найти стратегического инвестора, участие которого придало бы проекту статус государственно-частного партнерства. По словам г-на Зиберова, им стала одна из крупных российских банковских структур. Общая стоимость проекта в период по 2011 г. оценивается в 20,5 млрд руб. Из них примерно 19,8 млрд руб. будет вложено в развитие наземной инфраструктуры, а остальные средства пойдут на проведение НИОКР. Предполагается, что из инвестфонда будет выделено 12,8 млрд руб., которые начнут поступать в мае 2007 г. Еще примерно 5,4 млрд руб. составит вклад частных инвесторов. Остальные средства будут рефинансированы из чистой прибыли проекта.
Сам проект разбит на три этапа. На первом, который уже начался и пока финансируется силами "Траверс-Авиа", проводятся НИОКР, цель которых, с одной стороны, подготовить изменения нормативно-правовой базы, а с другой — выбрать десять аэропортов и разработать проектную документацию для реконструкции или строительства в них объектов инфраструктуры АОН. На втором этапе начнется реконструкция базового аэропорта в Северно-Западном регионе, где намечено опробовать эту модель. И, наконец, на третьем этапе приступят к работам в девяти других аэропортах. В бизнес-плане отведено на строительство объектов инфраструктуры как базового, так и опорных аэропортов от 1,5 до 2,0 лет. Завершить реализацию проекта планируется в течение пяти лет. По разработанной финансовой модели, куда заложены все возможные риски, предполагается выйти на окупаемость проекта уже к концу 2010 г.
Процедура участия в конкурсе на привлечение средств инвестфонда предполагает защиту проекта на трех экспертных советах. Первый был запланирован на конец августа в Министерстве транспорта. После получения положительного отзыва в Минтрансе заявка должна быть передана на рассмотрение экспертного совета уже МЭРТ. После положительного решения Минэкономразвития о выделении средств из инвестфонда проект передается на экспертный совет правительства, который должен либо утвердить решение двух министерств, либо отказаться от участия государства в проекте. В "Траверс-Авиа" рассчитывают, что в случае успешного прохождения всех этих этапов бюджетные средства уже весной следующего года будут направлены на строительство объектов в базовом и опорных аэропортах. Ну а для того чтобы весь проект не завис в ожидании решения государства, на уже начавшемся этапе НИОКР используются средства частного капитала.
Опорные аэропорты еще предстоит выбрать и сообща с местными властями и инвесторами решить, какая именно инфраструктура нужна в каждом конкретном порту. Пока же в проект заложены расходы на реконструкцию и строительство того базового набора объектов, который необходим для обслуживания АОН. В частности, это строительство бизнес-терминала, ангара и стоянки ВС, центра ТО, центра сертификации, помещения под размещение аэроклубов, помещения для государственной авиации и авиации МЧС, коммерческих структур. Конкретный набор объектов и права собственности на них будут определяться в ходе исследовательских работ и переговоров с региональными властями и потенциальными инвесторами.
Если государство решит участвовать в проекте, то для управления им будет создана акционерная компания с участием как "Траверс-Авиа", так и представителей частного стратегического инвестора и государства. Для управляющей компании уже есть рабочее название: ни много ни мало — "Новая Русь". По словам Владимира Зиберова, если проект не пройдет конкурс МЭРТ на выделение средств из инвестфонда, то вместе с частными инвесторами "Траверс-Авиа" продолжит работу над отдельно взятым аэропортом в Северо-Западном регионе.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent