Скандинавия: особенности полетов на Крайнем Севере
C политической точки зрения это Европа. С эксплуатационной — Крайний Север. С точки зрения бизнеса — один из самых притягательных регионов. Захватите теплую куртку, резервную GPS — и добро пожаловать в Скандинавию.
Вы когда-нибудь задумывались о том, как ведет себя навигационная система "Лоран", когда самолет пересекает Северный полюс? После того как на дисплее высветится "90°N", как поведет себя FMS? Как она сориентируется "по ту сторону", если любое направление с полюса — на юг? Смогут ли датчики GPS достоверно вычислить местоположение, учитывая, что большинство спутников в орбитальной группировке сосредоточено над средними широтами?
Давно, еще в 1990 г., в составе экспедиции, проводившей испытания лазерного гироскопа Honeywell в полярных широтах, пилот специально оборудованного Gulfstream IV Джерри Нортон это выяснил. Спустя три часа после вылета с острова Западный Шпицберген (Норвегия), расположенного на 78° северной широты (там, кстати, самый северный аэропорт с искусственным покрытием ВПП), FMS выполнила тест достоверности датчиков инерционной системы и GIV прошел ровно над точкой Северного полюса. Затем, отмечая несогласованность данных, система отключила блоки IRS один за другим. Далее, оставшись без датчиков относительного положения, FMS перешла в режим счисления пути (по скорости, направлению и времени полета). Возникла неловкая пауза. Соскользнув с полюса, Gulfstream выполнил неуверенный разворот, и его стало сносить. "Нас вдруг чрезвычайно заинтересовало положение солнца", — рассказывает Нортон. Постепенно на экипаж снизошло осознание пикантности ситуации: они остались без надежных навигационных средств, не зная, в каком направлении лететь. Фактически они заблудились на крыше мира. Из-за магнитных аномалий обычный компас стал бесполезен. А GPS в те времена еще работала в тестовом режиме, поскольку на орбите находилось лишь несколько спутников. И хотя находившиеся на борту инженеры захватили с собой три GPS-сенсора для сравнения полученных данных с данными тестируемой навигационной системы, полагаться на них не приходилось.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft