Скорее жив, чем мертв
Мадху УННИКРИШНАН, Нью-Йорк
Рынок авиационных грузоперевозок, ситуация на котором обычно предвосхищает изменения в состоянии экономики в целом, подает признаки жизни: в марте темпы падения замедлились после спада грузооборота более чем на 20% в течение трех кварталов подряд. Но на полное восстановление может уйти больше года, предупреждают аналитики. Они ожидают, что всемирный рынок воздушных грузоперевозок возобновит рост не раньше первой половины 2010 г.
По данным IATA, объемы воздушных грузоперевозок начали резко снижаться во второй половине прошлого года, когда всемирный экономический кризис привел к падению промышленного и потребительского спроса на товары.
Но сейчас есть признаки того, что рецессии приходит конец. Джейсон Грант, финансовый директор грузового авиаперевозчика Atlas Air Worldwide, говорит, что объемы экспорта из Китая в марте показали небольшой рост: "Наблюдается рост экспорта, но не стоит обольщаться — это результаты всего лишь одного месяца".
Авиационные грузоперевозки — традиционно надежный индикатор состояния экономики. Замедление в этом секторе предвещает экономический спад, а возобновление роста сигнализирует о скором экономическом подъеме. "Именно поэтому Boeing пристально следит за грузовым рынком, — говорит вице-президент компании по маркетингу Рэнди Тинзет. — Нынешняя слабость рынка авиационных грузоперевозок побудила производителя снизить темпы выпуска модели 777, поскольку количество заказов на грузовой вариант этого самолета по-прежнему невелико".
Экспресс-перевозчики почты и грузов чувствуют себя лучше, чем компании, специализирующиеся на традиционных грузовых отправлениях, говорит Питер Харн, старший вице-президент по авиационным перевозкам компании DHL. Объемы внутриазиатских экспресс-перевозок в I квартале текущего года были довольно скромными, но грузопоток на маршрутах с Ближнего Востока и из Азии в Европу оставался внушительным. "В целом же на рынке меньше активности, чем раньше", — признает Харн.
Грузопотоки сокращаются по всем секторам авиаперевозок. Вне зависимости от экономической ситуации, перевозка груза по воздуху обходится более чем в 10 раз дороже по сравнению с доставкой наземным или водным транспортом. "Тем не менее компании, отправляющие ценные или скоропортящиеся грузы, будут продолжать пользоваться услугами авиаперевозчиков", — говорит Роберт Даль, управляющий директор консалтинговой компании Air Cargo Management. Ему вторит Грант, который отмечает, что недавний ввод в эксплуатацию высокоскоростных грузовых морских судов очень незначительно отразился на бизнесе Atlas.
"Экономический спад ускоряет плановый вывод из эксплуатации грузовых самолетов Boeing 747-200, чей средний возраст составляет 30 лет, — говорит Даль. — Основную часть этих провозных мощностей перевозчики не будут восполнять новыми ВС".
В середине апреля авиакомпания Delta Air Lines заявила, что к концу текущего года спишет устаревший и неэффективный парк самолетов 747-200, доставшийся ей в результате прошлогоднего поглощения Northwest Airlines — последнего в США сетевого перевозчика, эксплуатировавшего "чистые грузовики". По словам представителей Delta, в прошлом году компания потеряла около 150 млн долл. на грузовых перевозках, а в I квартале нынешнего года доходы от грузоперевозок упали на 44% по сравнению с тем же периодом 2008 г.
Возможно, что на этом сокращение парков не закончится. "С рынка необходимо вывести еще больше провозных мощностей", — говорит Грант. Но даже в случае дальнейшего сокращения парков рынок авиационных грузоперевозок сумеет справиться с увеличением спроса, после того как экономическая ситуация улучшится.
Как ожидается, всемирный ВВП начнет расти в первой половине 2010 г. Еще до того компании станут пополнять свои складские запасы. "К концу текущего года у нас будет позитивная динамика", — считает Грант.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS