Смелое решение

Руководитель авиакомпании возглавил совет директоров крупнейшего самолетостроительного предприятия

Этим летом у ульяновского завода "Авиастар-СП", специализирующегося на производстве самолетов семейства Ту-204 и, в недалеком прошлом, грузовых Ан-124 "Руслан" (ремонтом которых он теперь занимается), появился новый председатель совета директоров — Алексей Исайкин. Его имя хорошо знакомо участникам авиарынка. Создатель авиакомпании "Волга-Днепр", теперь он возглавляет одноименную группу компаний, которая занимается чартерными перевозками сверхтяжелых и крупногабаритных грузов на самолетах Ан-124-100 и Ил-76, а также регулярными грузоперевозками на двух Boeing 747-200F.
Свое решение войти в состав топ-менеджмента "Авиастара" Алексей Исайкин объясняет в первую очередь намерением возродить на данном предприятии серийное производство Ан-124. И хотя президент ГК "Волга-Днепр" является одним из авторов и основной "движущей силой" этого проекта, но, чтобы реализовать столь амбициозные планы, его идеологам предстоит найти ответ на ряд непростых вопросов — от банального: где взять столько денег, до, по сути, риторического: а остались ли еще необходимые специалисты на ульяновском заводе. На некоторые из подобных вопросов Алексей Исайкин попытался ответить, встретившись с журналистами в начале августа.

Перезимовать бы
Рассказывая о своих первых днях в качестве председателя совета директоров, г-н Исайкин заявил, что ситуация в Ульяновске оказалась хуже, чем он ожидал. Сегодня первоочередной задачей для руководства завода является поиск денег на поддержание жизнедеятельности "Авиастара" до весны следующего года. Речь идет о довольно скромной по западным меркам сумме для огромного предприятия с персоналом в 9 тыс. чел. По оценкам председателя совета директоров, в месяц нужно около 1 млн долл., чтобы "выплачивать зарплату, освещать и отапливать завод".
В этом году традиционные источники доходов предприятия не дадут необходимых сумм. Не были получены твердые контракты с предоплатой на производство новых самолетов Ту-204 от российских перевозчиков, практически прекратились и поступления средств от китайских заказчиков на строительство пяти Ту-204-120С. Как говорит Алексей Исайкин, "китайский контракт находится в тупиковом состоянии, финансирование строительства самолетов по нему приостановлено". Усугубило ситуацию и то, что в нынешнем году на ульяновский завод не поступило на капитальный ремонт ни одного самолета Ан-124-100, — а это один из основных источников доходов для "Авиастар-СП".
Однако через год ситуация с финансированием может измениться радикально. На 2006 г. запланирован капитальный ремонт нескольких Ан-124-100 авиакомпаний "Волга-Днепр" и "Полет". Определенные надежды г-н Исайкин возлагает и на дальнейшие продажи Ту-204 как российским, так и зарубежным покупателям. "До последнего времени я считал, что Ту-204 — тупиковое направление для ульяновского завода, поскольку этот самолет напрямую конкурирует с лайнерами Boeing и Airbus. Но после визита в Китай понял: у авиакомпаний Поднебесной существует колоссальная потребность в машинах такой размерности и дальности и ее не закрывают даже поставки западных производителей, — отметил он. — Вот почему усилия по продвижению Ту-204 на экспорт нужно прежде всего сосредоточить на Китае; этот заказчик проявляет просто невероятное терпение. Минимальная потребность китайского рынка в Ту-204 составляет 30 самолетов, что позволит загрузить и ульяновский и казанский заводы на три-пять лет". На экспорт г-н Исайкин предполагает продвигать Ту-204-100 с пермским мотором ПС-90А, вероятно, надеясь таким образом избежать проблем с финансированием приобретения дорогостоящих импортных комплектующих и двигателей, из-за которых затормозилась постройка пяти "тушек" (с двигателями Rolls-Royce) для китайских авиакомпаний. А для того чтобы восстановить подорванное доверие к этому типу необходимо создать в Китае центр послепродажного обслуживания Ту-204.
Кроме того, в следующем году начнется финансирование подготовки к возрождению серийного производства "Русланов". Согласно бизнес-плану возобновления производства Ан-124, всего на запуск первой партии из 30 машин потребуется 400 млн долл. Из них 270 млн пойдет на восстановление производственных мощностей "Авиастара" и заводов-смежников и еще 130 млн — непосредственно на начало производства.
Первую часть суммы председатель совета директоров "Авиастар-СП" рассчитывает привлечь за счет кредитов российских банков, а вторую — получить с заинтересованных авиакомпаний в качестве предоплаты. "Дело за малым: убедить в этой оптимистичной картине тех, кто располагает деньгами, — наше правительство и коммерческие банки", — говорит Алексей Исайкин. По его словам, "банкам интересно финансировать производство Ан-124, а не поддержание завода на плаву — благотворительностью заниматься никто не будет". В настоящее время идут переговоры о займах с Внешторгбанком и Внешэкономбанком. Пока неясно, планирует ли государство принять участие в этой стратегически важной для него программе и оказать ей серьезную финансовую поддержку, — по состоянию на август было намечено выделение всего лишь одного миллиона долларов, который с 2006 г. пойдет на проведение НИОКР в государственных научно-исследовательских институтах.
На вопрос о возможном участии "Волга-Днепр" в возрождении завода г-н Исайкин ответил, что перевозчик выступит лишь в качестве стартового заказчика, а также поделится своим менеджментом и опытом работы с финансовыми институтами. В Ульяновск новый председатель совета директоров намерен пригласить и западных менеджеров (у ГК "Волга-Днепр" был такой прецедент в ходе работы над программой регулярных грузоперевозок).
Если намеченные бизнес-планом цели удастся реализовать, к 2030 г. должно быть построено 50 самолетов данного типа — с темпом выпуска до пяти машин в год. Одной из проблем, которую предстоит решить, станет дефицит кадров. По сведениям руководства предприятия, сейчас средний возраст персонала — 42 года, причем сегодняшний штат (9 тыс. сотрудников) — это всего лишь 40% от штата тех времен, когда в Ульяновске выпускалось ежегодно до пяти Ан-124.

Первые договоренности
Уже после встречи председателя совета директоров "Авиастара" с корреспондентами, во время авиасалона в подмосковном Жуковском, произошло несколько событий, несомненно важных для перспективного развития предприятия.
Во-первых, появились стартовые заказчики на новые машины Ан-124-100 "Руслан", которые намечены к производству программой восстановления серийного выпуска этих самолетов. Как и следовало ожидать, ими стали авиакомпании "Волга-Днепр" и "Полет", эксплуатирующие ВС данного типа. Перевозчики подписали с "Авиастар-СП" рамочные соглашения, по которым "Волга-Днепр" и "Полет" разместили стартовый заказ на десять Ан-124-100М-150 (по пять машин каждому). Эта модификация отличается от базовых Ан-124-100 увеличенной с 120 до 150 т грузоподъемностью, модернизированным бортовым оборудованием и уменьшенным с 6 до 4 чел. составом летного экипажа.
Финансовые подробности сделки пока не озвучены, известно лишь, что в соответствии с бизнес-планом возрождения производства Ан-124-100 стоимость одного нового "Руслана" составит порядка 105-107 млн долл. Зная особенности российского рынка, можно предположить, что даже с подписанием этих рамочных соглашений авиакомпании пока не связали себя серьезными обязательствами перед заводом. Вместе с тем наличие первых покупателей поможет "Авиастару" если не живыми деньгами, то возможностью привлечь финансирование со стороны банков.
Чуть позже на МАКСе представители АНТК им. Антонова, ЗАО "Авиастар-СП" и "Волга-Днепр" подписали учредительные документы по созданию филиала украинского конструкторского бюро на базе ульяновского завода. Это представительство необходимо для организации научно-технического сопровождения программы возрождения Ан-124 и его послепродажной поддержки.
В соответствии с соглашением филиал будет осуществлять работы по внесению изменений в типовую конструкцию самолетов семейства Ан-124-100, производимых "Авиастар-СП", созданию модификаций выпускаемых машин этого семейства. Кроме того, совместными силами планируется организовать сертификацию изменений и конструкторское сопровождение производства и эксплуатации самолетов Ан-124, Ан-124-100М-150 в России.
Еще одной хорошей новостью для "Авиастара" стало сделанное в ходе МАКСа авиакомпанией "Атлант-Союз" заявление о том, что ей будут переданы четыре Ан-124, выведенные из штата военно-транспортной авиации. Их ремонтом и модернизацией до варианта Ан-124-100, сертифицированного для коммерческой перевозки грузов, займется "Авиастар-СП".
"Атлант-Союз" также намерен пополнить свой парк двумя грузовыми Ту-204-100С (по информации АТО, одна из этих машин новая, будет построена из существующего на заводе задела, а другая — должна быть конвертирована из эксплуатируемого сегодня пассажирского самолета).
Так как первые "тушки" и "Руслан" перевозчик рассчитывает получить до конца 2006 г., это означает дополнительные финансовые вливания в бюджет "Авиастар-СП" в следующем году.


Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.