Снова о нем
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила письмо в адрес министра транспорта Игоря Левитина "с просьбой о подготовке и введении в действие нормативного документа, определяющего конкретные меры и требования по внедрению электронной регистрации пассажиров в аэропортах". Неготовность аэропортов к новой системе работы может создать "опасные предпосылки к тому, что российский воздушный транспорт к 2008 г. не впишется в мировую систему оформления авиаперевозок".
Недостаточное оснащение аэропортов системами контроля отправки пассажиров (DCS), наряду с низким уровнем обучения персонала работе с новым оборудованием, на сегодняшний день считается самым существенным препятствием в продвижении электронных билетов на внутренних направлениях. Авиакомпаниям сейчас предстоит решить вопрос, каким образом при их сотрудничестве с разными поставщиками IT-услуг и использовании различных DCS унифицировать работу для представителей аэропорта, которые занимаются оформлением пассажиров на рейс. Многие из сотрудников подразделений регистрации долгое время вручную записывали пассажиров и ставили галочки на схеме салона ВС, поэтому научить их работе даже с одной электронной системой контроля отправки непросто, не говоря уже о трех-четырех разных вариантах. Вряд ли российские аэропорты смогут позволить себе платформу общего пользования (CUTE). На апрельском заседании комитета АЭВТ по взаиморасчетам и резервированию авиаперевозок некоторые перевозчики предложили вариант создания российским поставщиком IT-услуг общего интерфейса, который в дальнейшем обеспечит возможность единой схемы работы с разными авиакомпаниями. Однако эта идея пока не вызвала общего одобрения, поскольку перевозчикам придется инвестировать в разработку дополнительные средства.
До стадии обучения работе с DCS авиакомпании, возможно, столкнутся еще и с проблемой допуска к установке собственного оборудования DCS. Далеко не везде менеджмент аэропорта готов выделять какие-либо стойки. По словам заместителя гендиректора "Аэрофлота" Сергея Кирюшина, компания, вероятнее всего, в ряде аэропортов будет решать данную проблему с помощью мобильных стоек регистрации — "Аэрофлот" уже их заказал.
Постепенно компаниям удалось определиться с выстраиванием работы с налоговыми органами. При продаже электронных билетов в кассах и агентствах будут выписываться чеки на контрольно-кассовых машинах (ККМ). "У нас ККМ будут синхронизированы с системой бронирования, на чеке автоматически будет выставлен номер электронного билета, чтобы можно было соотнести два этих документа", — рассказывает г-н Кирюшин. Сейчас перевозчики уже отправляют по электронным билетам собственных сотрудников в служебные поездки. Как рассказал директор "Сибири" по финансовым вопросам Илья Александровский, для налоговой службы в этом случае предоставляется маршрут-квитанция и посадочный талон; на данный момент фискальные органы удовлетворены таким набором документов. Правда, не во всех регионах с налоговиками договорились — "Уральские авиалинии" ведут переговоры, но пока они ничем не закончились.
В марте — начале апреля "Аэрофлот", "Трансаэро" и "Сибирь" заявили о начале продаж электронных билетов через зарубежные агентства: e-ticket сейчас уже продают ГТК "Россия" и компании альянса AiRUnion. Авиакомпания UTair, продавая значительную часть своих перевозок на нейтральных бланках ТКП, отрабатывает с Палатой продажу электронных билетов (как и "Сибирь", компания уже отправляет своих сотрудников по e-ticket). Так же с ТКП сотрудничают AiRUnion и "Сибирь", намерены начать работу "Уральские авиалинии".
Перевозчики, открывшие на своих сайтах продажу билетов, рассчитывают предложить сетевым клиентам e-ticket (в этом случае путешественнику не потребуется получать бумажный билет). "Сибирь" в мае планирует продавать в Интернете только электронные билеты. По словам Ильи Александровского, сначала в компании намеревались предложить виртуальным покупателям и бумажные, и электронные билеты, однако в итоге пришли к тому, что нужно оставить только второй тип, иначе пассажиры будут выбирать привычную бумажную версию. Продавая места на рейсе через Интернет, авиакомпания должна выписать пассажиру чек, хотя он не обязан его забирать. Как правило, финансовый документ необходим тем, кто летит в командировку, а деловые поездки пока крайне редко организовываются через Сеть.
При тестировании технологии электронного билета на маршрутах, где заключены интерлайн-соглашения с зарубежными перевозчиками, некоторые отечественные авиакомпании оказались не в самой выгодной ситуации. Оптимальное положение у "Аэрофлота" — он отрабатывает "интерлайны" с партнерами по SkyTeam, заинтересованными в отлаженной схеме внутри альянса. Компании "Владивосток Авиа" также удалось протестировать работу и начать продажу e-ticket по интерлайн-соглашению с американской Continental Airlines и с одним из крупнейших перевозчиков Азиатско-Тихоокеанского региона Korean Air. Однако другие российские авиакомпании, будучи не самыми главными партнерами зарубежных перевозчиков, оказываются у последних в конце списка тех, с кем предстоит тестировать "интерлайн". "Для Lufthansa мы далеко не самый значительный партнер, — говорит Илья Александровский, — поэтому нам надо ждать своей очереди, чтобы провести необходимые тесты, а для "Сибири" продажи на направления с использованием Lufthansa в качестве оформляющего перевозчика — довольно существенная доля в бизнесе".
В общем, российские авиаперевозчики миновали этап теоретической констатации отсутствия в России правовых основ для e-ticket и перешли в стадию решения практических проблем, связанных с его применением. Очевидно, освоение новой технологии потребует еще немалых трудозатрат, но можно надеяться, что российские перевозчики уложатся в общемировой график перехода на электронное билетооформление, одобренный IATA.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent