Совершенствование правил перевозки животных — тенденция времени
Инциденты с домашними животными, произошедшие в последние годы на российском воздушном транспорте, привлекли внимание общества к архаичной и совершенно не соответствующей современным реалиям системе перевозки домашних животных отечественными авиакомпаниями.
В советские времена, особенно на региональных маршрутах в национальных республиках, в пассажирских кабинах самолетов и вертолетов нередко можно было встретить пассажиров не только с кошками и собаками, но и курами-гусями, и даже с козами и барашками. Никого это особенно не беспокоило, правила перевозки устанавливались на месте на основе здравого смысла.
На магистральных маршрутах существовали определенные правила, разработанные на заре авиации. Именно эти правила впоследствии "переползали" из одного официального документа в другой — несмотря на то что мир заметно изменился.
Посмотрите на фразы типа "К перевозке в качестве особого вида нестандартного багажа принимаются: комнатные прирученные животные, такие как кошки, собаки, птицы, а также служебные собаки кинологической службы федеральных органов исполнительной власти в качестве особого вида нестандартного багажа c оплатой по специальному багажному тарифу. Хорьки, фретки, сурикаты, фенеки, лори, декоративные ежи, мини-кролики, игрунки и другие принимаются к перевозке в качестве особого вида нестандартного багажа, если они являются комнатными прирученными животными".
"Авиакомпания не несет ответственности за телесные повреждения, потерю, задержку, болезнь или смерть животного/птицы, в случае если ему отказано во въезде или проезде через какую-либо страну, государство или территорию, за исключением случаев, когда это произошло вследствие намеренных неправомерных действий или грубой небрежности авиакомпании".
"В обязанности персонала авиакомпании не входит уход за животным".
Есть масса и более иезуитских формулировок и правил, но и эти, первые попадающиеся на глаза фразы хорошо иллюстрируют общее отношение к домашним животным как к некой неудобной форме багажа. Все остальное — следствие такого подхода.
Инциденты последнего года, связанные с перевозкой животных, получили существенный общественный резонанс и, возможно, нанесли определенный ущерб репутации нескольких российских авиакомпаний.
Очевидно, что, за исключением несчастных случаев, наиболее часто встречающиеся проблемы связаны с недостаточной информированностью участников процесса перевозки и несовершенством процедур оформления перевозки.
Совершенствование деятельности по этим направлениям дает немедленный положительный результат без значительных затрат со стороны авиакомпаний.
В результате широкого общественного резонанса практически все российские авиакомпании стали предпринимать серьезные усилия для минимизации этого ущерба, изменяя и совершенствуя правила перевозки животных.
Так, например, S7 Airlines, участник глобального авиационного альянса Oneworld, предлагает путешественникам возможность провозить питомцев в салоне самолета, на соседнем рядом с собой кресле. Такой перелет нужно запланировать заранее и сразу оформить авиабилет на два места: на себя и на животное.
В салоне животное может размещаться только в экономическом классе, на месте у окна, рядом со своим хозяином. В течение всего полета кошка, собака или птица должны оставаться внутри жесткого контейнера, не превышающего по габаритным размерам 55×40×40 см. Контейнер закрепляется на кресле специальными ремнями безопасности (именно поэтому исключается перевозка в мягких переносках). Всего в салоне самолета могут лететь два питомца.
"Мы понимаем, что пассажирам S7 Airlines хочется комфортно путешествовать со своими питомцами, поэтому работаем над совершенствованием сервиса. Разумеется, важно быть рядом с любимцем в непривычной для него обстановке. Мы внимательно изучили доступные возможности перевозки животных на креслах и остановились на оптимальном варианте, который учитывает и строгие требования безопасности полетов, и интересы всех пассажиров на борту. Новая услуга позволяет брать в салон более крупных животных. Например, бигли, кокер-спаниели, джек-расселы и упитанные котики теперь смогут чаще летать вместе со своими хозяевами", — говорит Светлана Кулюкина, директор департамента пассажирского опыта S7 Group.
Тарифы для перевозки животных на кресле соответствуют действующим тарифам на авиабилеты по выбранному направлению. В настоящее время оформить такую перевозку питомца можно в Контактном центре или представительствах S7 Airlines. Вес животного с учетом контейнера не должен превышать 23 кг.
Альтернативой путешествию на отдельном месте остается перевозка в салоне, под впереди стоящим креслом. В таком случае пассажиры могут взять с собой в салон питомцев весом не более 10 кг в контейнере высотой не более 20 см или в мягкой сумке-переноске не больше 55×40×25 см.
Авиакомпания "ЮТэйр", которая в 2019 г. перевезла почти 12 тыс. животных, начиная с сентября 2020 г. разрешает провоз в салоне самолета до 10 питомцев со своими хозяевами (8 в экономклассе и 2 в "бизнесе").
Игорь Дубин, руководитель отдела обслуживания "ЮТэйр" в аэропорту поясняет: "На самом деле этот шаг давно назрел. Люди активно путешествуют с кошками и собаками: увозят их с собой во время переезда, летят отдыхать вместе. Ведь это не просто животные, это члены семьи. Как их оставишь? Мы замечали, что при старых нормах (в три "хвостатых" на борту) их "места" всегда были заполнены. А весной, во время ситуации с коронавирусом, когда многие рейсы вынужденно отменялись, мы заметили, что на каждый рейс пытались забронировать уже по 5 зверей!"
Следует отметить, что в данном случае отсутствуют какие-либо ограничительные требования как национальных, так и международных авиационных властей и авиакомпания смогла изменением собственных правил усовершенствовать систему перевозки.
"Мы, правда, очень заботимся о животных, следуем специальным внутренним инструкциям, буквально носим их на руках. Отдельно замечу, что за все время перевозки зверей мы не травмировали и не погубили ни одно животное — все долетели безопасно", — подчеркивает Дубин.
Интересно, что американская авиакомпания JetBlue, один из признанных мировых лидеров в области "дружелюбного" отношения к пассажирам с питомцами, разрешающая перевозить до 8 животных в салоне самолета (правда, за дополнительную плату), запрещает перевозки в багажном отсеке, хотя в их самолетах такая возможность предусмотрена производителем техники.
Лидер российского рынка "Аэрофлот", в силу своего размера, перевозит в нашей стране больше всего пассажиров с домашними животными. Как следствие, для компаний, входящих в группу, задача совершенствования этого сегмента деятельности является крайне актуальной.
В октябре прошлого года "Аэрофлот" сформировал рабочую группу по подготовке предложений по масштабному изменению правил и практики перевозки животных. В рабочую группу вошли представители экспертного сообщества, ученые, руководители кинологических ассоциаций, представители крупнейшего аэропорта страны — Шереметьево. Возглавил рабочую группу заместитель генерального директора "Аэрофлота" по стратегии и маркетингу Андрей Панов.
Рабочая группа провела детальный анализ мирового опыта и лучших практик в этой области для "бенчмаркинга" и установления "системы координат" для разработки рекомендаций для совета директоров по изменению правил перевозки животных.
Количество домашних животных, перевезенных американскими авиакомпаниями в 2017–2018 гг.
:: Upgraded Points
В большинстве мировых рейтингов по качеству перевозки животных традиционно лидируют американские и канадские авиакомпании — American Airlines, Jet Blue, Delta, Alaska, Air Canada. Кстати, у большинства из них требования к перевозке питомцев более жесткие, чем сегодня у "Аэрофлота".
Лидеры рынка не только пристрастно следят за качеством и безопасностью перевозки животных, но и разрабатывают новые услуги в этой области, например трекинг контейнера с животным в мобильном приложении, мониторинг физического состояния, организация специального сопровождения животного.
Показательно, что на протяжении последних десяти лет "Аэрофлот" занимает приличные места в международных рейтингах, практически всегда попадая в десятку лучших авиакомпаний мира по качеству перевозки животных. И все же нет предела совершенству, и постоянно меняющийся мир требует изменений и в этой сфере.
Рабочей группой "Аэрофлота" проведены несколько сессий интенсивных обсуждений и выработки рекомендаций с привлечением экспертов и профессиональных кинологов. По результатам обсуждений все члены рабочей группы представили свои предложения.
Результаты внутренней работы специалистов "Аэрофлота" и детали утверждения новых правил перевозки животных советом директоров авиакомпании станут известны в середине лета, но уже сегодня можно сделать определенные выводы.
Очевидно, что во всех своих действиях "Аэрофлот" будет руководствоваться положениями и требованиями международных и национальных профессиональных стандартов, в частности IATA Live Animals Regulations и ФАП-82 (часть 143) разработки Международной ассоциации воздушного транспорта.
При этом целый комплекс мер призван улучшить взаимодействие с пассажирами, перевозящими животных. Информирование пассажиров будет носить более понятный, доброжелательный и успокаивающий характер.
Планируется организовать бронирование, оплату и регистрацию животных, вылетающих в пассажирской кабине и багажном отсеке, на сайте авиакомпании и в мобильном приложении.
В ходе каждого конкретного бронирования и сайт, и мобильное приложение будут показывать ограничения по количеству животных в пассажирской кабине.
Планируется изменение массово-габаритных параметров контейнеров с животными для пассажирской кабины и багажного отсека, а также уточнение количества животных, принимаемых к перевозке в пассажирской кабине и грузовых отсеках самолетов различных типов.
Понятная и разумная политика и информирование пассажиров в области страхования ответственности и выплаты компенсаций при несчастных случаях (которые будут крайне редки при том внимании, которое сегодня авиакомпания уделяет этому вопросу) позволят снизить интенсивность распространения негативной информации в кризисных ситуациях.
Совершенно понятно, что общее изменение подхода к перевозке питомцев — от неудобного груза к полноправному члену семьи — даст глубокие и серьезные результаты. Но при этом также ясно, что изменение отношения персонала авиакомпании, аэропорта, хендлинговых компаний потребует времени и кропотливой воспитательной работы.
Совместные усилия российских авиакомпаний в области совершенствования перевозки животных, вероятно, приведут к позитивным изменениям в Федеральных авиационных правилах, регулирующих эту сферу деятельности авиакомпаний.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent