Совсем легкие вертолеты

В конце 2009 года компания "Модернизация авиационных комплексов" стала стратегическим партнером украинского КБ "Аэрокоптер" (Полтава), занимающегося разработкой и производством легкого вертолета "Глор". Компания вынашивает амбициозные планы — в течение 3–5 лет выйти на уровень производства до 300 машин в год. Если это удастся реализовать, она займет второе место в мире после Robinson.

Безусловным лидером среди производителей вертолетов с взлетным весом около 1 т является компания Robinson: выпуская по 500–700 машин ежегодно, она обеспечивает примерно половину всех продаж новых вертолетов в мире, если считать по количеству бортов. Остальные именитые вертолетостроители производят по несколько десятков легких вертолетов в год, так что "Аэрокоптер", выпустивший более 50 "Аэрокоптер 131 "Глор"" (прежнее название — АК 1-3; сертифицирован Госавиаслужбой Украины в июне 2006 г.), вполне может претендовать на место в десятке мировых лидеров. Однако амбиции компании простираются гораздо дальше. По мнению ее представителей, у вертолета есть очень большой потенциал как минимум в трех областях применения.
На первом месте — сегмент обучения. Проблема подготовки летного состава для вертолетов стоит очень остро, поскольку большинство пилотов были обучены еще в советское время и сейчас они выходят на пенсию. Из существующих российских вертолетов (если не считать единичные экземпляры) ближе всего к классу легких вертолетов находится Ми-2, но подготовка на нем пилотов все равно очень дорогая, поскольку машина для этих целей тяжелая и прожорливая. К тому же этот вертолет устарел во всех отношениях, а программа его модернизации за много лет своего существования продвинулась не сильно. В качестве реальной альтернативы можно было бы использовать легкие вертолеты Robinson. Однако в компании "Модернизация авиационных комплексов" утверждают, что "Глор" лучше. Аргументы такие. Robinson, как и все вертолеты с двухлопастным несущим винтом, имеет некоторые особенности пилотирования, что требуется учитывать при подготовке пилотов. "Глор" с трехлопастным винтом в этом смысле проще. Следующий аргумент — цена. Вертолет Robinson стоит около 400 тыс. долл., тогда как "Глор" дешевле на 30–35%, а эксплуатационные расходы ниже в два раза, как утверждают в "Аэрокоптере". Такое различие обусловлено тем, что двигатель Robinson потребляет авиационный бензин Avgas (который в России не выпускается), а двигатель "Глора" — Subaru EJ-25 — работает на автомобильном бензине с октановым числом 95. Парируя критику об автомобильном происхождении двигателя, разработчики говорят, что это специально доработанный вариант двигателя для применения в авиации. По их словам, этот двигатель сертифицирован и все его параметры подтверждены испытаниями на соответствие требованиям АП-33, при этом налет нескольких вертолетов "Глор" уже превысил 1000 ч.
Второе перспективное применение легкого вертолета — воздушное наблюдение и мониторинг. Из-за отсутствия легких вертолетов на мониторинге трубопроводов в России чаще всего используются вертолеты Ми-8, стоимость летного часа которых может достигать 3 тыс. долл. У "Глора" стоимость летного часа заявлена на уровне 200–250 долл.
Третий вариант использования — сельскохозяйственные работы. Маленький вертолет способен проводить распыление химикатов с большой точностью, к тому же вихревой поток от несущего винта заносит химикаты под листья, в этом преимущество вертолетов сельхозавиации перед самолетами. Помимо трех перечисленных направлений легкий вертолет "Глор" может найти применение в спортивном пилотировании и для любительских полетов. По словам гендиректора ООО КБ "Аэрокоптер" Игоря Политучего, в 2010 г. версия "Аэрокоптер 131 "Глор"" пройдет глубокую модернизацию, в ходе которой будут установлены новый винт, более совершенная система управления двигателем, другие устройства и агрегаты, повышающие надежность и безотказность машины. Новая версия вертолета получила обозначение "Аэрокоптер 132 "Глор"". Кроме того, идут работы над вертолетом с более мощным двигателем, который востребован прежде всего именно на сельскохозяйственных работах. В перспективе у КБ "Аэрокоптер" создание 3–4-местной машины, которая сможет применяться и как вертолет деловой авиации.
Пока, впрочем, трудно сказать, удастся ли выйти на заявленный объем выпуска в 300 машин в год — для этого требуется мощный завод, развитая сеть продаж и послепродажной поддержки по всему миру. Однако игра, наверное, стоит свеч.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.