Создана платформа, соединяющая все туристические услуги в одном инструменте
Все больше авиакомпаний по всему миру переходят на новый формат дистрибуции NDC (New Distribution Capability) Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), существенно расширяя свои возможности продажи основного продукта и дополнительных услуг, управления доходами и динамическим ценообразованием. Понимая, что за NDC будущее и что традиционные каналы продаж, такие как глобальные распределительные системы (GDS), уже в обозримой перспективе станут архаичными, российские авиакомпании присматриваются, а некоторые активно осваивают передовые технологии и бизнес-практики.
Как агентам идти в ногу со временем, осваивать технологии NDC, при этом повышая качество обслуживания всех категорий путешественников и не усложняя, а упрощая свои бизнес-процессы? Об этом ATO.ru рассказал Иннокентий Баскаков, заместитель директора по общему проектированию, руководитель отдела исследований и разработок компании "Сирена-Трэвел".
Кому поможет Mixvel?
Когда авиакомпания переходит на NDC, агентству необходимо произвести интеграцию, чтобы получить доступ к ее контенту. Даже если такая авиакомпания одна, для агентства это пара месяцев работы команды разработки. Чем больше авиакомпаний — тем больше работы, тем больше сложностей и технологического, и операционного характера. "Казалось бы, NDC — единый стандарт; подключился и работаешь, — рассуждает Иннокентий Баскаков. — Но на деле возникает большое количество нюансов на уровне бизнес-логики. Где-то данные представлены в определенной форме, где-то, например, операции возврата доступны, а где-то — только при определенных условиях, и так далее. Это делает каждое NDC-подключение, по сути, уникальным, процесс его интеграции не получится тиражировать".
Проще говоря, это долго, сложно и дорого.
Очевидно, агенту нужна единая платформа, которая агрегировала бы NDC-контент разных авиаперевозчиков. Желательно, чтобы не требовалось длительной интеграции и чтобы через нее можно было бы не только авиабилеты продавать, но и железнодорожные, и автобусные, и гостиницы, и трансфер.
MixVel, новый продукт "Сирены", и есть такое решение. Функционально это NDC-агрегатор, который берет на себя задачи интеграции с каждой авиакомпанией и предоставляет в пользование агенту готовую единую платформу. При этом в MixVel представлен не только NDC-контент полносервисных авиакомпаний, но и лоукостеры — чартеры и трансферы., К началу 2022 года сюда планируется добавить ж/д, к концу следующего года — отели, апартаменты. И все это в одном решении, без сложных интеграций. "То есть если взять показательный маршрут Москва—Петербург, то на сайте любого агентства мы, по умолчанию, увидим авиабилеты. Но существует множество равноценных для пассажира вариантов, сравнимых по времени и стоимости: скоростной "Сапсан", обычный поезд, автобус, аренда автомобиля, — объясняет Иннокентий Баскаков. — Мы даем возможность агенту получать весь контент в одной точке и показывать на единой поисковой странице. Это доступно в унифицированном формате, в едином API".
Провести интеграцию с MixVel агенту необходимо только один раз. Как только в системе появится новый провайдер, он автоматически станет доступен агенту, без дополнительной интеграции. Таким образом, "Сирена-Трэвел" способствует стандартизации на рынке NDC.
Значит ли это, что всеми преимуществами MixVel могут воспользоваться только агентства, активно осваивающие передовые технологии, для которых собственный сайт — ведущий канал продаж? Нет, это не так. В ближайшее время "Сирена-Трэвел" выпустит новый продукт, "терминал" с графическим интерфейсом. "Мы начали с API, потому что сайты — это прогрессивные участники рынка, и для нас это вызов: начать работать со сложного. Но наши клиенты работают и в сегменте офлайн, мы создадим продукт и для них", — пояснил Иннокентий Баскаков.
Виртуальные интерлайны: возможности и риски
Сейчас, чтобы купить перевозку с пересадкой, необходимо, чтобы у авиакомпаний, выполняющих сегменты этой перевозки, был заключен договор интерлайна. В таком случае багаж пассажира будет зарегистрирован до пункта назначения и в точке пересадки перемещен на следующий самолет. Если же один из перевозчиков опоздает, то пассажир получает гарантию перелета в конечный пункт назначения. Эта схема прекрасно работает во всем, кроме стоимости билета. На одном и том же направлении могут быть более выгодные предложения. Ведь крупный перевозчик на второй сегмент поставит перевозчика из того же альянса, и это заведомо будут дорогие билеты, хотя на том же маршруте может летать и лоукост-компания. Составив поездку из наиболее выгодных предложений, можно получить существенную экономию. Но если между этими перевозчиками нет договора, система такой вариант просто не покажет. Говорить о стыковке в случае мультимодальных перевозок вообще пока не приходится.
Технология виртуального интерлайна позволяет системе отображать различные опции стыковок на одной странице. Такая возможность предполагает как явные преимущества, так и определенные риски. Самым очевидным преимуществом является цена билета — а в настоящее время клиентская аудитория крайне чувствительна к этому фактору.
Второе преимущество — удобство. "Например, пассажир хочет добраться из Москвы в Гданьск. Если посмотреть классику, то это стыковка через Варшаву, оба рейса одной авиакомпании. Обычно эти пересадки долгие и не очень удобные. Оба плеча долгие плюс ожидание в аэропорту. В то же время для россиян существует возможность перелететь из Москвы в Калининград и оттуда на машине или на автобусе доехать до Гданьска, это недалеко. Получается быстрее и комфортнее", — рассуждает Иннокентий Баскаков.
Третье преимущество виртуальных интерлайнов — возможность нанести на карту продажи новые города. "Посмотрим, например, на Переславль-Залесский, — предлагает наш собеседник. — Это город с населением около 40 тыс. человек, но в нем нет аэропорта и до недавнего времени не было ж/д станции. Какие опции у жителей этого города, желающих отправиться в отпуск в Сочи? Доехать до Ростова Великого или до Сергиева Посада и оттуда по железной дороге. Либо через Москву или Ярославль — это ближайшие аэропорты. Сейчас пассажир должен сам найти эти возможности, узнать, провести два раза поиск: из Москвы, из Ярославля. Mixvel знает про автобусные маршруты, он сразу покажет Переславль-Залесский, по мультимодальной технологии состыкует ж/д или автобусную перевозку и самолет, например до Сочи, — и выдаст единый билет".
Естественно, со снижением цены пассажир лишается и некоторых бонусов. Если в классическом интерлайне авиакомпании гарантируют трансфер багажа и несут ответственность за опоздание рейса, то здесь существует риск потерять деньги, если один из перевозчиков опоздал ко времени отправления второго сегмента. Этим риском можно до определенной степени управлять, и разработчики MixVel это предусмотрели. "Здесь мы как технологический партнер выступаем с дополнительным решением. Во-первых, мы много вкладываемся в алгоритмы, которые позволяют рассчитать риски. Поскольку статистика опозданий авиакомпаний известна, можно построить математическую модель, на какое время с наибольшей вероятностью может опоздать рейс. Понятно, что может случиться непогода или другой форс-мажор, но в среднем это дает возможность увеличить время стыковки, чтобы пассажир гарантированно успел", — рассказывает Иннокентий Баскаков.
Пассажир должен понимать риски, и агентство несет ответственность за то, чтобы донести до пассажира эту информацию. "Очень важно, чтобы участники рынка действовали честно и открыто: предлагаем дешевле, но с долей риска. В рамках современной технологии люди к этому привыкли. И мы понимаем, что в среднем все происходит штатно и пассажиры успевают на свои стыковки", — подытоживает наш собеседник.
Routehappy: выбор и наглядность
В рамках партнерства с международным интегратором тарифной информации — американской корпорацией ATPCO — "Сирена-Трэвел" представляет продукт Routehappy. Это решение позволяет агентствам предоставлять клиенту полную информацию о рейсе и имеющихся опциях в наглядной и понятной форме.
Заходя на сайт авиакомпании, клиент привык видеть разнообразие вариантов в рамках одного рейса — то, что специалисты называют "брендами". На одном и том же рейсе перевозчик может предложить не просто эконом-класс, а эконом-лайт, эконом-оптимум и эконом-промо. В одном тарифе включен багаж, в другом — выбор места или доступен возврат билета. За один тариф начислят больше миль, чем за другой. Два пассажира полетят в соседних креслах, но условия будут немного отличаться.
На сайте авиаперевозчика такая информация отображается в удобных, понятных таблицах, но в агентскую среду она зачастую не попадает. До последнего времени редко можно было увидеть информацию даже о багаже. Однако осознавая важность этой информации для пассажира, агенты сами ведут базы данных, копируют тарифные данные с сайтов авиакомпаний, вручную составляют эти таблицы. Опять же это огромный объем работы. В MixVel готовая база данных, и таблицы можно получать в удобном виде. Здесь еще больше информации: например, шаг и ширина кресел, схема рассадки. Таким образом, можно наглядно объяснить пассажиру, чем кресло класса "комфорт" отличается от класса "эконом". Отображается информация о доступности услуг на борту: Wi-Fi, USB-порт для зарядки мобильных устройств, питание и так далее. "Часто летающий пассажир знает, что на дальнемагистральных рейсах можно зарядить телефон на борту. Но в России люди летают очень редко — среднестатистически раз в год и реже. Поэтому важно объяснить, а желательно еще и показать медиа-контент, картинки: кресло будет вот такое, USB-разъем, а здесь система развлечений, а вот так выглядит питание и салон. Это маркетинговые моменты, которые помогут, во-первых, убедить пассажира купить этот билет, а во-вторых, понять разницу: этот перевозчик стоит дороже, потому что у него лучше сервис на борту. И пассажир, которому нужен сервис, доплатит", — уверяет Иннокентий Баскаков.
И последний блок, который есть в этих данных, — карантинные ограничения. Сейчас спрос сдерживается неуверенностью пассажиров и отсутствием четкого понимания, какие направления открыты, какие действуют ограничения и требования относительно вакцинации и тестов, есть ли карантин по прибытии. Эту информацию необходимо донести до пассажира простым, понятным и прозрачным способом. Именно такую возможность предоставляет Routehappy.
NDC на нейтральном стоке
Возникает резонный вопрос: с технологической точки зрения MixVel закрывает широкий спектр задач агентств, но помимо технологической есть и финансовая сторона. Бизнес-процесс, взаиморасчеты с авиакомпаниями — как упростить и эту составляющую работы агентства? Используя MixVel, агент получит доступ к агрегированному NDC-контенту, но останется та же финансовая модель, что и раньше: агентские соглашения с авиакомпаниями, депозит или банковские гарантии, взаиморасчеты с каждым контрагентом. Мониторинг, биллинг, учет — все эти процессы настраиваются индивидуально с каждой авиакомпанией. Это трудоемкий процесс, но прежде всего это невыгодно. Внести депозит из "живых" денег, который составляет немалую сумму, в каждую авиакомпанию — немыслимо для современного бизнеса. Банковские гарантии во время кризиса одобряются все реже. Если с крупным перевозчиком, у которого продаются десятки тысяч билетов, такие затраты оправданны, то заключить договор с небольшой авиакомпанией смогут себе позволить не все. И авиакомпания свой NDC-контент до широкого рынка не донесет.
У "Сирены-Трэвел" есть решение и этого вопроса — NDC на стоке Системы Взаиморасчетов на Воздушном Транспорте, где исполнительным органом является ТКП.
ТКП, сотрудничая практически со всеми российскими и большинством зарубежных авиакомпаний с маршрутами по территории РФ, может стать партнёром авиакомпании по продвижению NDC-продукта через MixVel. NDC-продукт будет доступен для всех контрагентов ТКП. Получается комплексная услуга для агента: MixVel закрывает технологические вопросы интеграции, а ТКП — бизнес-интеграцию. Практически все агентства на территории РФ уже аккредитованы в ТКП или являются субагентами аккредитованного агентства. Значит, они уже предоставили ТКП депозит или банковскую гарантию и ведут взаиморасчеты в рамках подписанных стандартных соглашений с авиаперевозчиками, по которым ТКП осуществляет перечисления выручки авиакомпаниям. "Таким образом, все технологические преимущества NDC можно наложить на удобную финансовую модель. Авиакомпании не несут рисков, так как ТКП — крупный финансовый партнер и всегда перечисляет авиакомпаниям выручку по проданным билетам. И для агентства просто: не требуется дополнительно ничего, чтобы начать работать. Все выигрывают", — резюмирует Иннокентий Баскаков.
Будущее сейчас
Сейчас, безусловно, активность агентов и разработчиков в РФ сосредоточена на внутреннем рынке, учитывая динамику перевозок и закрытые границы. И конечно, у "Сирены-Трэвел" самые сильные позиции на российском рынке. Сейчас в систему подключены все 55 авиакомпаний, работающих в системе Leonardo. Но границы рано или поздно откроют. Будет ли доступен NDC-контент зарубежных участников рынка? Отвечает наш собеседник: "MixVel — технологическая платформа, мы можем интегрировать любое количество контента, в том числе международный. Мы сами ищем и подключаем поставщиков — в первую очередь начнем с крупных игроков, дающих большие объемы продаж, но постепенно подключим всех участников рынка. Однако если у агента есть любимый поставщик (например, отель), который должен появиться в системе, мы можем подключить и его. Уверен, MixVel будет стоять на каждом сайте и терминал — на каждом компьютере агента. Это удобно для агентств и выгодно для поставщиков".
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent