Список Уолша

В глобальном альянсе Oneworld происходят как количественные, так и качественные изменения
Oneworld
Oneworld

Aльянс Oneworld пополняется новыми членами. С 15 ноября полноправным членом глобального альянса Oneworld станет авиакомпания S7 Airlines, что позволит объединению существенно укрепить свои позиции на российском рынке. С приходом S7 Airlines маршрутная сеть альянса пополнится 55 новыми направлениями и девятью новыми странами ближнего российского зарубежья. Это увеличит количество направлений полетов Oneworld в России, странах СНГ и Восточной Европы почти в три раза. К вступлению в Oneworld компанию S7 Airlines рекомендовала British Airways (BA).
Экспансию альянса Oneworld в Россию и СНГ следует рассматривать в свете еще более масштабных событий, движителем которых выступает British Airways — ключевая авиакомпания альянса.
Сначала отметим, что, в отличие от многих других отраслей мировой экономики, в гражданской авиации не произошло формирования транснациональных корпораций. Едва ли стоит приветствовать глобализацию во всех ее проявлениях, но выход бизнеса за национальные рамки — объективная тенденция. В мировой гражданской авиации основным движителем консолидации сетевых перевозчиков стала жесткая конкуренция низкотарифных авиакомпаний, которые в условиях традиционно низкой прибыльности в отрасли смогли выработать эффективную бизнес-модель. Однако консолидация на воздушном транспорте оказалась блокирована Чикагской (1944 г.) конвенцией о гражданской авиации, которая заложила фундаментальные основы всей отрасли в тот период, когда о транснациональных компаниях было бы странно и подумать. В конвенции четко прописаны понятия национальных перевозчиков, преимущественного владения и эффективного контроля. В результате закрепления национального суверенитета на воздушное пространство создание транснациональных авиакомпаний оказалось нереализуемым.
Такая возможность, впрочем, появилась в Евросоюзе в рамках концепции европейской интеграции. В 2004 г., по итогам кризиса воздушных перевозок из-за терактов 11 сентября 2001 г., была создана первая подобная компания, Air France — KLM. Нынешний кризис породил второй мощный пример консолидации — слияние British Airways (BA) и Iberia, идущее в настоящее время. Однако на этот раз перевозчики, похоже, имеют гораздо более радикальные планы.
Когда правительство США оказывало поддержку американским перевозчикам для выхода из затянувшегося кризиса, глава BA Вилли Уолш жестко его критиковал, подчеркивая, что американским властям следовало бы не спасать авиакомпании за счет госбюджета, а либерализовать рынок, чтобы более успешные иностранные перевозчики могли скупить банкротов. Пока этого не произошло, но в обозримом будущем, вероятно, стоит ожидать серьезную атаку на Чикагскую конвенцию с целью либерализации доступа на иностранные рынки как авиаперевозчиков, так и капитала. К этому подталкивает логика развития событий. Паллиативным шагом в сторону консолидации стало формирование трех глобальных альянсов (Star Alliance, SkyTeam и Oneworld), которые перенесли коммерческое сотрудничество авиакомпаний на многостороннюю основу. Однако развитие ситуации на одном из самых доходных и конкурентных международных рынков — трансатлантическом — привело к тому, что обычного сотрудничества в рамках глобальных альянсов стало недостаточно, поэтому авиаперевозчики Европы и Америки начали создавать совместные предприятия, позволяющие консолидировать ресурсы и распределять прибыль. Но для таких псевдослияний уже требуется разрешение антимонопольных органов. В рамках альянса Star Alliance СП создали United Airlines, Air Canada и Lufthansa, в рамках SkyTeam — авиакомпании Delta Air Lines и Air France — KLM. Альянсу Oneworld получить разрешение антимонопольных регуляторов по обе стороны Атлантики оказалось сложнее всего, поскольку было много возражений по поводу доминирующего положения BA в аэропорту Хитроу. Тем не менее необходимые согласования удалось провести, и в октябре начинает работу СП American Airlines с British Airways и Iberia (которые сами находятся в процессе слияния). Компании заключили соглашение по объединению бизнеса, ежегодные доходы которого должна составить 7 млрд долл. Сделка предполагает координированные тарифы и перераспределение пассажиропотоков на рейсах между ЕС, Швейцарией и Норвегией и США, Канадой и Мексикой.
Принципиально важно отметить, что на основе объединения компаний BA и Iberia формируется структура, способная (и намеренная!) присоединять других авиаперевозчиков. Недавно Вилли Уолш сделал весьма сенсационное заявление о том, что после завершения процедуры объединения BA с Iberia процесс консолидации продолжится и составлен список из 12 авиаперевозчиков, которых (не обязательно всех) планируется присоединить к холдингу International Consolidated Airlines
Group, или IAG (такое "небрендируемое" название специально выбрано для того, чтобы все участники объединения работали под своими брендами, не создавая новый единый бренд). Именно эта холдинговая структура и призвана стать крупнейшей авиакомпанией в мире. В числе возможных участников списка Уолша можно упомянуть индийскую Kingfisher Airlines (второй по величине индийский авиаперевозчик и крупнейший, что характерно, на внутреннем рынке должен вступить в Oneworld до конца 2011 г.) и какие-то из китайских авиакомпаний: Air China, China Eastern или China Southern. (Впрочем, нормативные ограничения Индии и Китая делают присоединение этих компаний пока проблематичным.) Проще обстоят дела с тайской Thai Airways и малайзийской Malaysian Airlines; кроме того, привлекательным приобретением может стать австралийская Qantas. В Латинской Америке наиболее вероятная цель холдинга — чилийская LAN Airlines (которая стремится объединиться с бразильской TAM Airlines). Возможный кандидат в Африке — South African Airways. А в Европе холдинг IAG может рассматривать немецкую гибридную авиакомпанию Air Berlin (тоже получившую приглашение вступить в Oneworld), финскую Finnair, ирландскую Aer Lingus и даже британскую bmi, подконтрольную сейчас группе Lufthansa. Сейчас, разумеется, слишком рано гадать о том, может ли войти S7 Airlines в новый холдинг и на каких условиях. Однако партнер у российского перевозчика ожидается крупнейший в мире.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.