Стратегический подход к федеральной аэропортовой сети

Как известно, российские авиационные власти готовят концепцию развития аэропортовой сети до 2020 г. О базовых принципах формирования стратегического подхода к развитию федеральной аэропортовой сети, примененных в проекте концепции, рассказывает Антон КОРЕНЬ, советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта.

Аэропорты, включая аэродромы, наряду с авиационными компаниями, единой системой организации воздушного движения и пользователями услуг воздушного транспорта являются ключевыми элементами воздушно-транспортной системы страны.
Общесистемный кризис гражданской авиации России привел к сокращению объемов авиатранспортной работы авиакомпаний с 1990 по 2006 г. в 2,6 раза, количества отправок пассажиров из аэропортов страны в 3 раза. Количество действующих аэродромов на территории России с 1992 г. по настоящее время сократилось с 1302 до 351. Около 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями было построено более 20 лет назад, что обусловливает высокий уровень их физического и морального износа. В целом износ основных фондов аэродромной сети приблизился к 80%; при таком уровне износа любая техническая система теряет устойчивость.
Значительное влияние на развитие аэродромов — в особенности региональных — оказывает также перераспределение пассажиропотоков страны. За последние 15 лет был существенно деформирован рынок авиаперевозок. Доля аэропортов московского авиационного узла в общем объеме авиаперевозок на территории России возросла в указанном периоде с 25 до 50%. В первую очередь данная ситуация обусловлена разрушением местных и региональных авиационных связей практически во всех федеральных округах страны.
На основании вышеизложенного можно сформулировать несколько существенных проблем развития аэродромной сети, лежащих в плоскостях функциональной организации аэропортовой сети, финансирования развития основных фондов аэропортов, системы государственного регулирования аэропортовой деятельности, управления государственными активами наземной инфраструктуры, государственной поддержки развития социально значимых региональных и местных перевозок, но автор предлагает рассмотреть одну основную проблему, существовавшую до определенного времени, — отсутствие базового системного подхода к формированию аэропортовой (аэродромной) сети страны, который должен лежать в основе любой стратегической программы развития.

Основные требования к федеральной аэропортовой сети РФ
Основу системного подхода к развитию федеральной аэропортовой сети должно составлять понимание общих требований к данной сети. Прежде всего требования к аэропортовой сети должны основываться на требованиях к самим аэропортам, составляющим данную сеть. Комплекс таких требований следующий   1:

  • Аэропорты должны быть безопасными и эффективными, располагаться в оптимальных местах, развиваться и функционировать в соответствии с определенными стандартами.
  • Аэропорты должны функционировать эффективно как с точки зрения пользователей, так и с точки зрения органов исполнительной власти, в основном существуя за счет сборов с пользователей и накладывая минимальное бремя на муниципальные, региональные и федеральные власти.
  • Аэропорты должны быть гибкими и легко расширяемыми, способными удовлетворять возрастающий спрос, обслуживать новые типы воздушных судов и обеспечивать конкурентоспособный уровень сервиса.
  • Аэропорты должны функционировать устойчиво и стабильно, гарантируя долгосрочное оказание услуг по обслуживанию пользователей.
  • Аэропорты должны быть совместимы с проживающими рядом с ними сообществами, поддерживая баланс между потребностями авиации и требованиями резидентов, проживающих в прилегающих к аэропорту районах.
  • Аэропорты должны развиваться с учетом вносимых улучшений в систему управления воздушным движением.
  • Аэропорты должны обладать необходимым сервисом для приема и обслуживания воздушных судов, пассажиров, грузов и почты.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.