Структурные перемены
Мировой экономический кризис и сокращение объемов международной торговли самым негативным образом сказываются на отрасли грузовых воздушных перевозок. В 2009 г., впервые после окончания Второй мировой войны, сократится объем мирового ВВП — согласно опубликованному в апреле прогнозу Всемирного банка, падение составит 1,7%. Основной отрицательный вклад дают развитые страны, в экономике которых грузовые авиаперевозки наиболее востребованы. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят США и другие индустриальные государства, ВВП тридцати стран — участников ОЭСР в 2009 г. сократится в среднем на 4,3%. Спад объема мировой торговли в этом году ОЭСР прогнозирует более чем на 13%.
Спрос в мире на грузоперевозки в первом полугодии 2009 г. сократился примерно на 20%, и признаки улучшения ситуации пока не особо заметны. Наглядным примером реакции авиаперевозчиков служат действия компании Lufthansa Cargo, которая планирует в октябре вывести из эксплуатации еще два самолета MD-11F в дополнение к тем четырем, полеты которых уже прекращены. Так что осенью на земле окажется треть флота Lufthansa Cargo.
Кроме перевозок на грузовых ВС Lufthansa Cargo продает провозные емкости багажных отделений пассажирских самолетов, эксплуатируемых компанией Lufthansa. Поскольку материнская компания в этом году не снижает пассажирские провозные мощности, Lufthansa Cargo бьется над тем, чтобы заполнить багажные отсеки; к тому же на многих маршрутах Lufthansa меняет Boeing 747 на Airbus A340, который имеет больше места для грузов. Наряду с сокращением флота Lufthansa Cargo сократила рабочее время многих сотрудников на 25%.
Пример с Lufthansa Cargo любопытен еще и потому, что по своей бизнес-модели эта компания очень похожа на "Аэрофлот-Карго" — точнее, она послужила одним из немногих примеров при создании в 2006 г. дочернего грузового перевозчика "Аэрофлота".
"Аэрофлот-Карго" накануне банкротства
В июне 2009 г. совет директоров "Аэрофлота", как сказано в официальном сообщении, принял к сведению предложение правления ОАО "Аэрофлот" об инициировании процедуры банкротства ЗАО "Аэрофлот-Карго". Из такой формулировки невозможно понять, действительно ли процедура уже начата, однако видно, что вопрос поставлен крайне серьезно. Причинами названы наличие в течение более двух лет отрицательных чистых активов ЗАО "Аэрофлот-Карго" и невозможность в кризисный период восстановить чистые активы. Неофициально также упоминались неисполнение бизнес-плана в 2006–2007 гг. и ошибки предыдущего менеджмента, который начал освоение в компании малотоннажного фидерного Boeing 737-300F и в то же время не сумел обеспечить ввод в эксплуатацию самолетов MD-11F в сроки, предусмотренные бизнес-планом. Кредиторская задолженность "Аэрофлот-Карго" оценивается в 5 млрд руб., причем подавляющая часть этой суммы приходится на долю "Аэрофлота".
Продвигая грузовую версию Airbus A330-200F, компания Airbus предлагает по-другому взглянуть на бизнес грузоперевозок. По ее данным, кризисное сокращение провозных емкостей в первую очередь затронуло самолеты большой размерности. По словам руководителя подразделения по маркетингу грузовых самолетов Airbus Дидье Ленормана, текущая ситуация на рынке характеризуется снижением объемов и обострением конкуренции при сохранении сезонности перевозок и несбалансированности грузопотоков. Ответом может стать самолет A330F грузоподъемностью 69 т, который позволит увеличить частоту полетов (что удобно заказчикам) и компенсировать несбалансированные грузопотоки за счет комбинации беспосадочных рейсов и рейсов с технической посадкой. Например, из Франкфурта в Пекин можно лететь с грузом 40 т, а обратно лететь с полной загрузкой, с посадкой в Астане. После внедрения в Европе системы торговли квотами на выбросы вредных газов (см. с. 16) такая схема окажется более выгодной, поскольку короткий полет в Европу потребует меньшей квоты. |
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent