Sukhoi Superjet 100 готовится к сертификации

В конце мая в Комсомольске-на-Амуре начались летные испытания регионального самолета нового поколения российского производства Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). К настоящему моменту произведено два полета на первом летном экземпляре самолета.
Одной из основных задач первого полета (19 мая) было оценить общую управляемость нового самолета. Набрав максимальную для первого раза высоту 1200 м, летчики на разных скоростях провели оценку характеристик устойчивости и управляемости машины по крену 20° и тангажу в диапазоне от 0 до 15°. Затем была проведена имитация захода на посадку ("посадка на облако"), снижение с высоты 1200 до 900 м с вертикальной скоростью 5 м/с с последующим переводом самолета в горизонтальный полет. Далее опять была набрана высота 1200 м и проведен полет по кругу на скорости 260-280 км/ч. Следующим этапом испытательного полета стало снижение к ВПП с высоты 900 до 150 м, проход над полосой на скорости 260 км/ч и последующий набор высоты до исходных 900 м.
Всего в рамках первого полета было проведено четыре прохода над полосой на разной высоте, после чего самолет успешно приземлился. По словам выполнявшего первый полет шеф-пилота компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Александра Яблонцева, "самолет полностью оправдал все ожидания в отношении общих характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, поведения систем, двигателя". Также пилот отметил высокое качество инженерного тренажера компании, на котором велась отработка системы управления самолетом: "Не было никаких неожиданностей по управлению — наоборот, неожиданным было то, насколько точно все совпало". По результатам первого полета ГСС получила от Федерального агентства по промышленности временное удостоверение о годности к полетам, которое подтверждает готовность самолета к продолжению летных испытаний.
Во время второго испытательного полета (24 мая), продолжавшегося 2,5 ч, максимальная высота полета была увеличена до 3000 м, а максимальная скорость — до 410 км/ч (в первом полете — 333 км/ч). В этом полете впервые была произведена тестовая уборка и выпуск шасси, а также использована механизация крыла.
В программе сертификационных летных испытаний кроме уже летающего будет задействовано еще три самолета. По словам гендиректора ГСС Виктора Субботина, второй летный прототип в настоящий момент находится в цехе окончательной сборки. Его готовность оценивается в 90%, и полностью он будет собран в конце июля. Третий и четвертый самолеты ожидаются с завода соответственно в конце августа и в конце сентября. Третий на сегодняшний день прошел этап стыковки крыла и фюзеляжа, а у четвертого пока состыкован только фюзеляж.
Основная программа сертификационных испытаний, которую планируется начать в конце июля, будет проходить в подмосковном Жуковском, куда к этому времени перебазируется первый и, вероятно, — если успеют доделать — второй летный экземпляр Sukhoi Superjet 100.
Для выполнения программы сертификационных испытаний этим четырем самолетам предстоит выполнить около 600 полетов. До этого времени планируется провести серию предсертификационных тестов, включающих 40 доводочных полетов на первом SSJ 100. Испытания должны подтвердить готовность самолета к сертификации.
Из четырех летных прототипов SSJ 100 один самолет будет в базовой 95-местной модификации, а остальные три — в модификации LR (long range), с увеличенной дальностью и взлетным весом. По словам Субботина, поскольку модификация LR имеет наибольший взлетный вес в семействе Sukhoi Superjet, то ее сертификация наиболее трудна, но она закроет ряд вопросов для более легких модификаций.
Получение российского сертификата типа пока планируется на март 2009 г., после чего будет запущен процесс сертификации по европейским стандартам. В ГСС надеются, что в связи с участием в проекте большого числа европейских компаний процедура сертификации будет проходить гладко и может быть выполнена всего за полгода. Одно из обязательных условий выхода самолета на европейский рынок — наличие тренажера. Его изготовлением и производством различного рода симуляторов самолета занимается французская компания Thales. По словам Виктора Субботина, ГСС очень довольна этим сотрудничеством и ожидает, что тренажер будет создан к лету 2009 г. — вскоре после российской сертификации.
Использующийся на самолете новый двигатель PowerJet SaM146 совместного производства НПО "Сатурн" и компании Snecma также проходит сейчас программу сертификации. По словам генерального директора НПО "Сатурн" Юрия Ласточкина, этот процесс напрямую связан с успешностью летных испытаний и, если все будет нормально, получения сертификата можно ожидать в конце этого года.
Параллельно с летными испытаниями на заводе начинается серийное производство Sukhoi Superjet. Виктор Субботин сказал, что первые три серийных самолета будут выпущены в этом году; в 2009 г. планируется произвести уже 30 машин, а в 2010 г. выйти на плановую мощность в 60 самолетов в год. Всего, по оценкам ГСС, будет продано не менее 800 SSJ 100, причем только 300 из них — в России и СНГ.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.