"Суперджамбо" сажают на диету

Снижение эксплуатационных скоростей и сокращение веса пустого самолета — ключ к увеличению дальности полета A380

Роберт УОЛЛ и Йенс ФЛОТТАУ, Гамбург
В последнее время консорциум Engine Alliance определяет объем работ по усовершенствованию турбовентиляторного двигателя GP7200, чтобы помочь Airbus улучшить ЛТХ самолета A380 и увеличить его дальность полета.
Инициатива двигателестроительного альянса, призванная улучшить показатели топливной эффективности на 1-2%, реализуется в рамках масштабного плана Airbus по уменьшению расхода топлива A380 за счет сокращения веса самолета. Внести свой вклад готова и авиакомпания Emirates Airlines, разместившая крупнейший заказ на A380 (58 самолетов), — в частности, перевозчик собирается убрать все лишнее из пассажирского салона. Итогом общих усилий должно стать снижение массы пустого самолета на 4-5 т. Emirates рассчитывает, что внесение конструкционных изменений в двигатель и сокращение массы авиалайнера к 2011-2012 гг. увеличит дальность полета A380 настолько, что он сможет летать по маршруту Дубай-Сан-Франциско с полной коммерческой загрузкой.
Кроме того, Emirates планирует поставить A380 на маршруты в Лос-Анджелес и даже Хьюстон, хотя на этих рейсах, скорее всего, придется сократить количество пассажиров. Тем не менее исполнительный директор Emirates Тим Кларк отмечает, что даже если A380 будет перевозить всего около 430 пасс., он все равно окажется эффективнее в эксплуатации, чем Boeing 777-200LR, которые Emirates сейчас использует на этих маршрутах.
Чтобы сократить расход топлива, Emirates готова пойти и на другие жертвы — возможно, компания ограничит крейсерскую скорость A380 с разрешенных производителем 0,85М до 0,83М.
"Мы интенсивно работаем над тем, чтобы снизить вес самолета", — говорит Кларк. По расчетам Emirates, вес A380 можно дополнительно уменьшить на 2-3 т. Компания пристально изучает все — от напольных ковровых покрытий до занавесок — и даже планирует демонтировать подставки для ног у кресел в экономклассе.
Впрочем, стремление сократить массу авиалайнера явно не распространяется на услуги Emirates в премиум-классе — авиакомпания, в частности, предполагает установить в самолете две душевые кабины для пассажиров первого класса. Для этого запас воды на борту A380 придется увеличить на четверть. Пассажир сможет пользоваться душем не дольше пяти минут; в состав бригады бортпроводников будут включены два человека для уборки душевых и туалетных комнат во время полета. Об экономии в весе при этом говорить не приходится — одни только душевые добавят самолету лишних полтонны.
По словам исполнительного вице-президента Airbus по программам гражданского и военного назначения Тома Уильямса, у А380 есть очень неплохие возможности сбросить вес. В каком-то одном секторе серьезного "похудения" не добиться, но, как говорит Уильямс, сейчас, когда авиалайнер совершил уже более 900 полетов, некоторые из заложенных в A380 проектных запасов прочности можно использовать для облегчения конструкции. Компания также рассматривает возможность применения более легких материалов — например, алюминиево-литиевых сплавов — хотя некоторые опасаются, что это может повлечь увеличение стоимости производства.
При модернизации двигателя Engine Alliance планирует сосредоточиться на двух моментах: снижении веса и улучшении параметров расхода топлива, говорит президент консорциума Джеймс Моравечек. К концу года программу предполагается утвердить во всех подробностях. По словам экс-главы Engine Alliance Брюса Хьюза, консорциум надеется достичь желаемых результатов в течение 4-5 лет. При этом руководство Emirates отмечает, что показатели удельного расхода топлива GP7200 уже и так примерно на 1% превосходят заданные при разработке.
В зависимости от того, как будет продвигаться работа по снижению веса A380, Emirates может внести изменения в структуру заказа на эти машины. В соответствии с существующим контрактом авиакомпания приобретает A380 в трех версиях. Первые несколько экземпляров, со сверхбольшой дальностью полета, будут оборудованы салоном в трехклассной компоновке общей вместимостью 489 пасс., а также отсеком для отдыха сменного экипажа. Остальные заказанные самолеты будут поставляться в версии с большой дальностью полета, с трехклассным салоном на 517 пасс. и со средней дальностью, но более вместительным салоном на 600 кресел.
Emirates получила первый A380 в конце июля и совершила презентационный перелет в Нью-Йоркский аэропорт им. Кеннеди 1 августа. После возвращения в Дубай авиалайнер снова отправился в Нью-Йорк, а оттуда вылетел в промотур по западному побережью США с остановками в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Коммерческая эксплуатация на маршруте Дубай-Нью-Йорк началась 8 августа. До конца года Emirates рассчитывает ввести в эксплуатацию еще два A380 и к концу марта 2009 г. довести парк самолетов этого типа до пяти единиц. В декабре авиакомпания планирует начать регулярные полеты на A380 в Лондон, а позднее — в Сидней и Окленд (Новая Зеландия). В течение 2009 г. перевозчик надеется получить до девяти A380, однако все зависит от того, насколько быстро Airbus сможет нарастить темпы производства.
По словам Кларка, все билеты на первые рейсы A380 распроданы. Он отмечает, что некоторые пассажиры даже готовы совершить длительный перелет и вернуться обратно следующим же рейсом только ради путешествия на борту гигантского авиалайнера. При этом Emirates решила не подражать стартовому заказчику, авиакомпании Singapore Airlines (SIA), которая продает билеты на рейсы A380 по повышенным тарифам.
У SIA ввод A380 в эксплуатацию прошел гладко, поэтому Кларка не беспокоит тот факт, что коммерческая эксплуатация первого самолета в его компании началась через считанные дни после его поставки. Помимо всего прочего, по словам исполнительного директора Emirates, перевозчик "был готов [к приходу A380] еще в октябре 2006 г. и использовал [опытный образец] MSN04 для обучения экипажа и бортпроводников". Задержки в программе создания A380 отодвинули поставку первого самолета Emirates почти на два года.
Emirates также проявляет интерес к удлиненной версии самолета, обозначаемой A380-900, о разработке которой подумывает Airbus. Однако, по словам Кларка, даже в случае размещения заказа на эту модификацию авиакомпания продолжит эксплуатировать и самолеты версии -800. Он полагает, что инфраструктура аэропортов, в том числе системы обработки багажа и пункты иммиграционного контроля, просто-напросто не справятся, если будут обслуживать исключительно авиалайнеры A380-900, которые в определенных конфигурациях салона будут вмещать от 850 до 900 пасс.
Третий по очередности поставки заказчик на A380, австралийская Qantas, получает свой первый самолет в течение ближайшего времени. Второй экземпляр Airbus рассчитывает поставить в Австралию до конца года.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.