Superjet для Interjet: перспектива или безысходность?
ATO.ru — 13 мая Владимир Путин провел совещание по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиаперевозок. В рамках совещания прозвучал ряд очень здравых тезисов — прежде всего о необходимости комплексных мер для снижения стоимости летного часа для всех авиаперевозчиков, поскольку только так можно сохранить цены на билеты на уровне платежеспособного спроса пассажиров. Прозвучала и необходимость поддержки базы отрасли, а именно предприятий самолетостроения.
При этом, как сообщил Первый канал телевидения, "в условиях пандемии мексиканская компания Interjet приземлила весь свой флот, за исключением "суперджетов". Из этого тезиса делается вывод о том, что в условиях падения объемов перевозок повышается спрос на самолеты меньшей размерности, то есть, по идее, для самолета Superjet 100 (SSJ 100) открываются новые возможности.
Однако...
К сожалению, пример мексиканской компании Interjet был истолкован совершенно неправильно. История эксплуатации SSJ 100 в авиакомпании Interjet могла бы стать историей успеха (см. видеоролик перевозчика 2013 г.), но из-за отсутствия должной послепродажной поддержки и вследствие ряда других проблем она превратилась в историю неудач.
На протяжении 2018–2020 гг. число эксплуатируемых SSJ 100 в компании Interjet неуклонно снижалось. Как пишет мексиканский сайт A21, базируясь на данных сервиса по отслеживанию авиарейсов Flightradar24, один SSJ 100 последний раз эксплуатировался в феврале 2020 г. Пять самолетов прекратили полеты в 2019 г. (два в августе и по одному в марте, феврале и январе). А в 2018 г. остановилась эксплуатация 12 самолетов (четырех в сентябре, по два — в июне и мае, по одному в декабре, октябре, августе и апреле).
Наконец, самолет SSJ 100 с номером XA-PBA не эксплуатируется с октября 2015 года, когда в международном аэропорту Мехико он был поврежден при буксировке в результате столкновения с телетрапом. Его собирались отремонтировать, но не сложилось.
Таким образом, к разгару кризиса авиаперевозок в парке Interjet на крыле оставалось всего 3 из 22 самолетов SSJ 100 (их регистрационные номера XA-PPY, XA-VAS и XA-VER). Более того, еще четыре машины из числа нелетающих арестованы мексиканской налоговой службой (Servicio de Administración Tributaria). Проблемы с налоговой у Interjet продолжаются с прошлого года. В прошлом августе компания решительно опровергала публикацию Bloomberg о своем техническом банкротстве.
Парк утек
Что касается цитаты от Первого канала "приземлила весь свой флот", это тоже не вполне корректная формулировка. Кроме простаивавших SSJ 100, которые находятся в финансовом лизинге, флот Interjet прежде насчитывал 46 самолетов Airbus A320-200, семь A320neo, шесть A321-200 и семь A321neo — все они были в операционном лизинге.
Первый самолет A320neo авиакомпания Interjet получила в 2017 году, спустя четыре года после начала эксплуатации Superjet 100 :: A. Doumenjou / Airbus
Из этих 66 самолетов с начала года 59 истребованы лизингодателями, которые обеспокоены финансовым состоянием Interjet — вероятнее всего, отсутствием платежей. Interjet утверждает, что вернет эти самолеты обратно, когда для этого будут подходящие условия, но как минимум два ВС уже сменили регистрационные номера.
Так что в распоряжении Interjet осталось всего шесть A320-200 и один A321neo. Именно их и "приземлила" авиакомпания, вероятно, чтобы минимизировать страховые выплаты. Для обслуживания шести направлений, оставшихся в расписании Interjet, в принципе, вполне достаточно трех SSJ 100. Впрочем, по информации A21, некоторые из этих рейсов были отменены, а еще несколько раз выполнялась замена на самолеты Airbus.
Вопросы состоятельности
Перспективы Interjet остаются туманными. Компания опровергает сообщения об инициировании процедуры банкротства.
При этом в конце апреля агентство по защите прав потребителей Profeco (Procuraduría Federal del Consumidor) предупредило, что у компании Interjet нет подтверждений того, что она способна выполнять свои обязательства перед пассажирами и партнерами, — это касается как возвратов билетов по электронным ваучерам, так и обещаний вернуть самолеты от лизингодателей.
SSJ 100 для Interjet в полете над Венецией; май 2013 года :: SuperJet International / Wikimedia Commons
Также в апреле IATA приостановила участие Interjet в системе взаиморасчетов BSP, что обнулило действие всех интерлайн-соглашений и возможности партнерских продаж билетов на рейсы Interjet.
Вероятно, люди, которые информировали (или дезинформировали?) президента о компании Interjet, даже не задумались о том, что если бы эта авиакомпания работала в России, наши авиационные власти уже давно отозвали бы ее сертификат эксплуатанта, не дожидаясь банкротства.
История неудач
В текущей ситуации тяжелый кризис переживают все авиакомпании мира, но Interjet выполняет полеты на SSJ 100 в состоянии почти полной безысходности, а ее проблемы начались задолго до кризиса. Напротив, кризис помог Interjet быстро избавиться от избыточного флота, вероятно избежав при этом штрафных санкций со стороны лизингодателей.
Изначально авиакомпания Interjet позиционировалась как низкотарифный перевозчик, ориентированный в основном на внутренние перевозки, и самолет SSJ 100 в одноклассной компоновке на 93 кресла хорошо подходил к требованиям компании.
Самолеты Superjet 100 в Interjet поставлялись с эксклюзивным интерьером в стиле, разработанном компанией Pininfarina :: SuperJet International / Wikimedia Commons
К началу коммерческой эксплуатации SSJ 100 в сентябре 2013 г. Interjet готовилась чрезвычайно тщательно — в течение двух месяцев авиакомпания выполняла на двух самолетах технические рейсы по своей маршрутной сети, отлаживая все вопросы эксплуатации и технической поддержки. К тому же на период гарантийного обслуживания действовал промежуточный склад запчастей во Флориде, куда было удобно быстро доставлять необходимые компоненты трансатлантическими рейсами из Европы.
Так что на первых порах все действительно выглядело, как история успеха, язвительные комментаторы попрекали "Аэрофлот" примером бесперебойной эксплуатации SSJ 100 в Мексике, а заказ Interjet на 30 самолетов представлялся вполне обоснованным. (Который, кстати, так и остался незавершенным, как и многие другие заказы на SSJ 100.)
Также невыполненными остались планы создать собственный технический центр, поставить полнопилотажный тренажер, развернуть в Мексике производство компонентов и начать поставки модернизированных самолетов.
Со временем в эксплуатации SSJ 100 по разным причинам происходили досадные сбои. В декабре 2016 г. из-за обнаружения трещин в креплении пояса стабилизатора весь парк SSJ 100 был остановлен для проведения инспекций; необходимый ремонт был проведен на 11 из 22 самолетов Interjet.
В сентябре 2018 г. оператор после ряда проблем с эксплуатацией SSJ 100 принял решение сократить их парк до семи самолетов, поскольку их эксплуатация приносит менее 10% доходов перевозчика. Это привело к сокращению около 500 работников авиакомпании.
Одна из причин провала Superjet 100 — слабый уровень техподдержки этих ВС :: SuperJet International / Wikimedia Commons
По итогам 2018 г. Interjet перевезла 13,8 млн пасс. (третье место среди мексиканских авиакомпаний), рост по сравнению с 2007 г. составил 12,0%. На внутренних линиях число пассажиров составило 10,1 млн (+5,7%), на международных — 3,7 млн (+33,9%). При этом рост производственных показателей был достигнут за счет дальнейшего ухудшения финансового состояния. В 2018 г. операционные убытки Interjet достигли 147 млн долл., тогда как в 2017 г. они составили только 9,7 млн долл.
В январе 2019 г. из-за проблем с парком SSJ 100 гендиректор Interjet Хосе Луис Гарса был отправлен в отставку, на его место пришел Уильям Шоу, который успешно руководил ультралоукостером Viva Air в Колумбии.
На встрече с работниками Interjet он заявил, что "к его приходу пациент был уже мертв", чем немало их встревожил.
Шоу начал агрессивно превращать Interjet в ультралоукостера с крайне высокой интенсивностью полетов. В рамках новой стратегии упор был сделан на еще более быстрый рост, который позволял привлекать финансирование.
Как отмечают наблюдатели, после отставки Хосе Луиса Гарсы эпоха SSJ 100 в Interjet завершилась. В марте 2019 г. FlightGlobal опубликовал сообщение о том, что Interjet ведет переговоры с производителем о возврате самолетов, но компания ГСС выступила с опровержением.
В октябре 2019 г. агентство Reuters сообщало о том, что Interjet и Airbus близки к заключению соглашения о приобретении 12 самолетов A220 для замены флота SSJ 100. А в январе 2020 г. Interjet сообщила A21, что постоянное обновление ее парка подразумевает прекращение "использования самолетов других типов, кроме Airbus". В ответ на планы Interjet по отказу от эксплуатации SSJ 100 портал A21 процитировал заявление компании "Гражданские самолеты Сухого" (сейчас — филиал "Региональные самолеты" ПАО "Корпорация "Иркут") о том, что за Interjet в рамках программы SSJ 100 значатся определенные долги перед банками, кредитными агентствами по экспорту и другими поставщиками.
По итогам 2019 г. Interjet обслужила 15,2 млн пасс., коэффициент коммерческой загрузки составил 85% (+4,1 п. п. к предыдущему году). Однако финансовое состояние авиакомпании, судя по всему, еще более ухудшилось. В I кв. 2019 г. ее потери превысили 22,5 млн долл., что немного лучше по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (25,9 млн долл.), но после этого Interjet вообще перестала публиковать финансовую отчетность. По состоянию на апрель 2020 г. долги компании только за топливо оцениваются в 350 млн долл.
Вопросы сервиса
Как показывает практика бизнеса воздушных перевозок, стратегия быстрого увеличения рыночной доли в ущерб доходности рано или поздно схлопывается, так что нынешний кризис, как ни странно, пришелся Interjet весьма кстати — она смогла вернуть избыточные емкости лизингодателям. Впрочем, их финансовые отношения остаются закрытыми — вполне вероятно, за компанией числятся значительные долги.
История с самолетами SSJ 100 в авиакомпании Interjet в очередной раз подчеркивает, насколько важна послепродажная поддержка самолетов, которую не могут компенсировать никакие, самые выгодные условия продажи.
По мнению одного из технических специалистов, в числе факторов, которые позволили компании Airbus примерно 20 лет назад выйти на паритетные позиции в конкурентной борьбе с Boeing, немаловажную роль сыграла послепродажная поддержка, которую Airbus оказывал и продолжает оказывать не только самолетам, купленным у него напрямую с завода, но и ВС, приобретенным на вторичном рынке.
Эксплуатация Superjet 100 в мексиканской авиакомпании Interjet так и не превратилась в образцово-показательную :: SuperJet International / Wikimedia Commons
Как показывает пример Interjet и многих других авиакомпаний, российские производители пока не научились оказывать должную поддержку и самолетам, приобретенным напрямую.
21 мая газета "Ведомости" сообщила, что по итогам совещания у Владимира Путина правительство готовит беспрецедентные меры для стимулирования продаж самолетов SSJ 100, — планируется выдать госгарантии на 139,6 млрд руб. лизинговым компаниям по кредитам, привлекаемым на закупку 59 российских самолетов SSJ 100.
Безусловно, это очень правильные меры. Однако хорошо бы еще принять меры по технической поддержке самолетов, иначе государственные деньги будут освоены, деньги авиакомпаний, которые получат эту радость, будут потрачены, а самолеты так и останутся фикцией.
На графике в газете "Ведомости" парк Interjet насчитывает 22 самолета SSJ 100. По факту их всего три. Но об этом президенту не сказали. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent