Сверхзвуковой самолет Concorde: десять лет без права перелетов
26 ноября 2003 года сверхзвуковой пассажирский самолет Concorde последний раз поднялся в небо. Став одновременно технологическим прорывом и политической занозой в отношениях многих стран, за 27 лет интенсивной эксплуатации этот уникальный самолет перевез более 3 млн человек.
B середине прошлого века главные мировые авиационные центры — Великобритания, Франция, СССР и США — начали "гонку за сверхзвук". В процессе отчаянной и дорогостоящей борьбы за скорость, инженерную мысль и технологии американцы запустили проекты Boeing 2707 и Lockheed L-2000, Советский Союз начал разработку Ту-144, а Великобритания с Францией, осознав объемы финансирования, объединились на общем проекте — Concorde. На английском и французском языке это слово звучит и пишется почти одинаково, оно означает "согласие", и это самое подходящее название при кооперации Великобритании и Франции, у которых исторически было немало разногласий.
Первыми из игры вышли США — местные компании сделали ставку на производство широкофюзеляжных самолетов, те хоть и летали медленнее, но могли перевезти большее количество пассажиров с большим комфортом. Для СССР проект сверхзвукового пассажирского самолета стал политически навязчивой идеей. Но созданный конструкторским бюро Туполева Ту-144 так и не стал коммерчески успешным. Судьба Concorde сложилась иначе: впервые взлетев в 1969 г., он начал обслуживать коммерческие направления семь лет спустя.
Сначала Великобритания и Франция шли параллельными путями. Рассматривались разные концепции — англичане, например, проектировали трансатлантический лайнер BAC 223, а французы — среднемагистральный Super Caravelle. На первом этапе решили, что каждая страна пойдет своим путем, но отдельные узлы — гидравлика, двигатели и электрика — будут унифицированы. Правительствам эта идея не понравилась, решение о кооперации было во многом политическим, инженерам было объявлено, что сотрудничать им придется по полной программе. С британской стороны в проект вошла British Aircraft Corporation (BAC), а с французской — Sud Aviation (позже ставшая Aerospatiale). Франция обязалась выполнить 60% по строительству планера и 40% по двигателю, а Великобритания, соответственно, 40% по планеру, 60% — по двигателю.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent