Светлана Родионова, Smartavia: Рынок воздушных перевозок вынужден постоянно подстраиваться под меняющиеся условия

Интервью коммерческого директора авиакомпании Smartavia изданию ATO.ru
Интервью коммерческого директора авиакомпании Smartavia изданию ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение")
:: Smartavia

О поддержании бизнес-модели лоукостера smart-формата, состоянии рынка воздушных перевозок в РФ, возможности открытия международных направлений и выкупе воздушных судов рассказала коммерческий директор авиакомпании Smartavia Светлана Родионова в интервью ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

- Чем запомнился вам как коммерческому директору авиакомпании Smartavia прошлый год и каков главный прогноз на текущий год на основании первых шести месяцев?

- Прошлый год частично продолжил тенденции 2022 года. В целом в 2023 году авиакомпания осуществляла регулярные полеты по 47 маршрутам. При этом в маршрутную сеть летнего расписания авиакомпании Smartavia были внесены изменения, связанные с закрытием на ремонт ВПП аэропорта Архангельск: часть направлений пришлось заменить новыми. Так, мы начали выполнять регулярные рейсы из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, Красноярск, из Москвы в Томск, а также из Сочи в Новосибирск, Пермь, Екатеринбург, Тюмень.

Говоря о прошлом годе, нельзя не упомянуть внедрение в авиакомпании обновленной версии веб-сайта и целого ряда коммерческих инструментов. Это позволило оптимизировать работу авиакомпании, расширить перечень и увеличить объем продаж дополнительных услуг по сравнению с предыдущим годом, а также увеличить занятость кресел до рекордных 96%. Поверьте, это было непросто сделать с учетом того, что самолетный парк авиакомпании имеет различную кресельную емкость (148, 180 и 189 кресел). А высоких показателей проще достичь имея единую кресельную емкость.

И еще об одном хотелось бы сказать. В прошлом году Smartavia смогла удержать прочные позиции в авиатранспортной отрасли страны по регулярности выполнения полетов.

Или другой пример. По итогам первых четырех месяцев этого года, а это был период так называемого низкого сезона, наша авиакомпания удерживала первое место по проценту занятости кресел среди всех авиакомпаний страны. Постараемся удержать этот тренд и дальше, как и другие ключевые показатели работы. Прошлый год показал, что у авиакомпании есть потенциал для развития. Однозначно, выбранная нами стратегия правильная и она нацелена на дальнейшую цифровизацию процессов, повышающих эффективность работы компании при обеспечении высокого уровня безопасности полетов и доступности авиаперевозок для наших пассажиров.

- Уточните, пожалуйста, о каких коммерческих инструментах идет речь?

- Например, нам удалось внедрить разные политики ценообразования перевозки и расчета стоимости дополнительных услуг в зависимости от направления, конкуренции и сезона. Также мы настроили каналы продаж, которые позволяют сокращать расходы и повышать среднюю доходную ставку. Авиакомпания расширила перечень дополнительных услуг, в частности ассортимент платного бортового питания в зависимости от направления. У нас сейчас в меню уже 58 позиций только для предварительного заказа питания. Не могу не упомянуть и о распределении каналов продаж и сокращении расходов на дистрибуцию и эквайринг в зависимости от рынка. И конечно же, развитие функционала сайта авиакомпании. В частности, это касается платной подписки SmartUp, которая предлагает скидки на авиабилеты и багаж часто летающим пассажирам.

Светлана Родионова, коммерческий директор авиакомпании Smartavia

- Как развивается маршрутная сеть авиакомпании Smartavia, что нового в летнем расписании этого года?

- Маршрутная сеть авиакомпании в основном сосредоточена на северо-западе страны, за исключением летнего периода. Из аэропорта Пулково Smartavia выполняет рейсы по 19 маршрутам с разной частотой в зависимости от периода. Из Шереметьево летом этого года мы летаем по 11 направлениям. В расписании присутствуют рейсы по популярным маршрутам — в Калининград, Казань, Махачкалу, Минеральные Воды. Особое значение в летний период имеет полетная программа авиакомпании к местам отдыха на Черноморском побережье страны. Так, из Сочи Smartavia выполняет регулярные рейсы в 16 городов. Всего в этом году в летнем расписании авиакомпании 48 направлений, по сравнению с прошлым годом добавилось одно новое направление: Калининград—Челябинск.

- Есть ли у авиакомпании Smartavia планы открытия международных направлений в обозримом будущем?

- Такие планы были, есть и будут всегда. К сожалению, они зависят от целого ряда внешних и внутренних факторов. Действующие санкции накладывают определенные ограничения и риски для выполнения рейсов на международных направлениях. Поэтому на данный момент мы не можем этого делать, но авиакомпания находится в стадии переговорного процесса по выкупу воздушных судов, и если этот проект будет реализован, Smartavia обязательно расширит свою маршрутную сеть, включив в нее международные направления.

- Как вы оцениваете состояние рынка воздушных перевозок, какие его основные тренды сейчас? Существует ли конкуренция, в классическом понимании, на рынке и каковы ее особенности?

- Авиационная отрасль России продолжает испытывать на себе влияние текущей обстановки: более двух лет закрыты несколько аэропортов, есть сложности с логистикой по доставке запасных частей к самолетам и т. д. Рынок воздушных перевозок вынужден постоянно подстраиваться под меняющиеся условия и разные политические и экономические факторы. В то же время страна с учетом ее географии представляет собой отдельный и весьма крупный рынок воздушных перевозок, имеющий свои особенности. Сейчас, например, мы наблюдаем активное перераспределение пассажиропотока на направления внутреннего туризма. Это одна из причин того, что наиболее востребованными остаются рейсы в Сочи и Калининград. В этом году можно отметить и другую особенность: рост доли региональных маршрутов, который начался с прошлого года. Мы также видим изменения в глубине продаж — она выросла по сравнению с прошлым годом. Меняется и профиль пассажиров; среди них все больше, например, участников СВО и членов их семей.

В целом же рынок воздушных перевозок не перенасыщен, но конкуренция между авиакомпаниями присутствует. Отмечу, мы за здоровую конкуренцию, за то, чтобы все авиаперевозчики имели равные права и возможности для выполнения рейсов. Мы стараемся активно участвовать во всех проектах, связанных с трансферными перевозками с другими авиакомпаниями, а также поддерживаем модель перевозок point-to-point.  

- Удается ли авиакомпании выдерживать модель бюджетного перевозчика? Какие трансформации она переживает?

- Авиакомпания поддерживает бизнес-модель лоукостера smart-формата с использованием передовых методов управления, внедрением новых IT-технологий и инструментов с предложением широкого спектра сервисов на борту. Мы стремимся, насколько это возможно, предложить пассажирам доступные цены, комбинируя разные виды тарифов и дополнительных услуг, выдерживая баланс между постоянно меняющимся расходами, спросом и платежеспособностью пассажиров.

- Code-sharing — забытый термин или вы думаете об этом?

- В текущей ситуации значимость код-шера для рынка перевозок внутри РФ намного ниже, чем для рынка международных перевозок, который сейчас частично закрыт или ограничен для российских перевозчиков. Мы использовали практику код-шера с некоторыми авиакомпаниями несколько лет назад. На данный момент Smartavia не имеет код-шер-партнеров. Мы выстраиваем собственную маршрутную сеть, используя перевозки point-to-point, а также расширяем маршрутную сеть с участием других перевозчиков через аэропорты Пулково и Шереметьево в рамках проекта Транспортной клиринговой палаты "Многостороннее соглашение М2", где совместно публикуем и предлагаем сквозные тарифы для трансферных пассажиров.

- Какое значение для авиакомпании имеют субсидируемые рейсы и чартерные программы? Насколько они существенны для коммерческой деятельности?

- Доля субсидируемых маршрутов, а также чартерных рейсов в маршрутной сети авиакомпании весьма незначительна. Сезонные или круглогодичные чартерные программы отсутствуют в нашем расписании, но авиакомпания выполняет разовые чартерные рейсы, которые приносят нам дополнительный доход.

Субсидируемые маршруты — это часть социальных обязательств, которые мы приняли на себя, разделив участие с регионами и государством. Smartavia выполняет субсидируемые рейсы в рамках федеральных и региональных программ обеспечения доступности воздушных перевозок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1242 от 25.12.2013, авиакомпания осуществляет субсидированные рейсы по маршрутам Архангельск—Нарьян-Мар и Челябинск—Калининград. Другое Постановление Правительства РФ № 215 от 02.03.2018 дает нам возможность выполнять рейсы по субсидированным тарифам из Архангельска и Мурманска в Калининград, а также из Москвы в Улан-Удэ. Эта программа имеет определенные лимиты, которые на настоящий момент исчерпаны.

В то же время мы получили дополнительное финансирование и открыли продажу на субсидируемых маршрутах Москва—Калининград и Санкт-Петербург—Калининград в рамках нового Постановления Правительства РФ № 1780 от 25.10.2023.

- Какие особенности работы на социальном маршруте Архангельск—Нарьян-Мар?

- Это направление присутствует в маршрутной сети авиакомпании более 20 лет. В этом году мы выполняем четыре рейса в неделю, два из которых субсидированные, а остальные выполняются на коммерческой основе. Рейс непростой ввиду фиксированной предельной коммерческой загрузки из-за действующих ограничений по типу ВС в аэропорту Нарьян-Мара. Присутствует и ярко выраженная сезонность на этом направлении. Также следует отметить, что за последние годы пассажиропоток на данном маршруте значительно сократился по ряду объективных и субъективных причин.

- Недавно ваша авиакомпания представила новую форму бортпроводников. Какова основная мотивация этого решения, связано ли оно как-то с коммерцией?

- Решение о новой форме — важный элемент бренда Smartavia. В создании новой форменной одежды использовалась уникальная яркая и узнаваемая цветовая гамма Smartavia, не представленная ни у одной российской авиакомпании: сочетание сочного и глубокого фиолетового, кораллового, бирюзового и серого цветов. Новая форма отражает актуальные ценности компании — надежность, легкость и яркость. С новой коллекцией униформы мы позиционируем себя как инновационный перевозчик, предлагающий клиентам качество по доступным ценам с уникальными smart-сервисами. На первый взгляд, прямая зависимость между коммерцией и новой формой может показаться минимальной, однако мы отмечаем положительные отзывы и восприятие пассажирами наших внешних изменений, что непосредственно повлияет на выбор пассажира, а значит обеспечит нам желаемую коммерческую загрузку рейсов.

- Чего сейчас вам как коммерческому директору больше всего не хватает в работе?

- Конечно, хотелось бы индивидуальной программы скидок на наземное обслуживание и керосин в аэропортах базирования, новых отраслевых IT-решений, а также пополнения парка новыми воздушными судами — над чем мы сейчас работаем. В целом, наш настрой — рабочий, мы активно развиваем и используем свой потенциал и стараемся работать с еще более высокой эффективностью.

- Что в вашей работе вас вдохновляет?

- Доставляет удовольствие, когда в результате стратегически правильных коммерческих решений Smartavia достигает поставленных целей. Я имею в виду правильный выбор маршрутов, сокращение расходов по каким-то статьям, правильную ценовую политику или удачное предложение пакета услуг. Нравится, когда высокие показатели авиакомпании отмечаются в отрасли. — ATO.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.