Свобода, равенство и овербукинг
Можно по-разному относиться к практике перепродажи билетов, в просторечии называемой овербукингом, но ряд российских авиакомпаний пользуется ею уже длительное время. Серый правовой статус овербукинга, который и не разрешен, и не запрещен российским правом, не позволяет авиакомпаниям использовать его более широко, а пассажирам — рассчитывать на достойную компенсацию в тех случаях, когда им отказано в посадке на рейс. Предложение "Аэрофлота" легализовать овербукинг (или хотя бы уточнить его правовой статус) надо рассматривать как отправную точку в адаптации буквы закона к повседневной практике.
Hесколько процентов пассажиров попадают в пробки, меняют деловые и личные планы, опаздывают на стыковочные рейсы, приезжают не в тот аэропорт, пользуются правом на возврат провозной платы до вылета или даже после него (т. н. no show). Причин много, и некоторые из них — переоформление или возврат билетов незадолго до вылета или срыв трансфера по вине перевозчика — ведут к прямым убыткам в случаях, когда спрос на рейс превышает выставленную провозную емкость. Полностью проданный рейс — явление не слишком частое, но все-таки периодически случающееся, и с точки зрения авиакомпании свободные кресла превращаются в упущенную выгоду, даже если они уже оплачены непришедшими пассажирами.
По оценке компании Sabre, использование овербукинга в системе управления доходами (Revenue Management System) авиакомпании приносит 2–3% дополнительного дохода, тогда как средняя рентабельность продаж в отрасли в течение 50 лет составляет всего 0,3–0,5%. На этом фоне вопрос о целесообразности применения овербукинга не стоит.
Механизм овербукинга основан на использовании ретроспективной статистики. Ориентируясь на накопленные многолетние данные о неявках пассажиров на конкретные направления и рейсы, RMS определяет квоты по количеству билетов, которые можно продать сверх выставленной емкости воздушного судна. На рейсах с пиковым спросом овербукинг становится реальностью, хотя часто перевозчики могут управлять провозной емкостью, реагируя на повышенный спрос выставлением более вместительных типов ВС. Квоты на перепродажу билетов основаны на вероятностных расчетах, а значит, в механизме овербукинга априори существует риск нерасчетно высокой явки пассажиров на рейс, т. е. ситуации, когда он из чисто коммерческой процедуры превращается в реальную проблему авиакомпании и пассажиров...
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent