Свой рынок
Долгое время логика руководителей российского авиапрома базировалась на тезисе о том, что если разрешить авиакомпаниям (или, в терминологии производителей, "эксплуатирующим организациям") покупать ВС иностранного производства, то после этого покупать отечественные ВС их уже не заставишь. Именно так было пролоббировано введение заградительной таможенной пошлины и НДС не только на приобретение, но даже и на операционный лизинг иностранных ВС. Эта мера нанесла серьезный удар по развитию российских авиакомпаний и по качественному составу флота, но не принесла какой-либо пользы российскому авиапрому, пытавшемуся решить — если процитировать одного из его представителей — проблему "как заставить эксплуатирующие организации покупать наши самолеты".
На самом деле, надо было решать другую проблему, а именно предложить выгодные условия продажи и технической поддержки ВС. Потенциальная емкость российского рынка такова, что на нем хватит места и нашим, и не нашим самолетам. Об этом говорит нынешняя ситуация.
С одной стороны, заградительные барьеры по совокупности известных обстоятельств стали существенно прозрачнее и иностранные ВС начинают эксплуатировать не только лидеры рынка, но и авиакомпании из второй десятки перевозчиков. Конечно, без пошлин им было бы еще лучше, но справляются и так.
С другой стороны, нельзя сказать, что вот сейчас-то заказы на ВС российского производства совсем прекратились, потому что все кинулись за "иномарками". Скорее, наоборот: в рамках ОАК уже согласован план производства гражданских ВС на 2008-2015 гг. (табл. 1) и помешать ему может не столько конкуренция из-за рубежа, сколько ограниченные производственные мощности российского авиапрома, перенесшего, как и авиаперевозчики, сокрушительный удар во время экономического кризиса 90-х гг.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: ОАК. |
Результатом такого подхода стал растущий портфель заказов ИФК. Только в июне компания подписала контракты на сумму 22,2 млрд руб. В их число вошли заказы на девять грузовых самолетов Ил-96-400Т (шесть для "Аэрофлот-Карго", дочерней компании "Аэрофлота", и три для компании "Атлант-Союз"), на 10 региональных самолетов Ан-148-100Е для воронежской авиакомпании "Полет", а также на два грузовых Ту-204С для AirBridge Cargo (входит в группу компаний "Волга-Днепр").
Данные о выполненных и текущих заказах ИФК представлены в табл. 2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: ИФК. |
С целью обновления модельного ряда выпускаемой продукции компания ИФК активизировала свое участие в работах по созданию модернизированного облегченного самолета Ту-204СМ, для чего был приобретен самолет Ту-204 (заводской номер 13), на котором и будут проводиться работы. Модернизация предполагает установку обновленного бортового комплекса авионики, унифицированного с Ан-148, замену двигателей на ПС-90А2 (также прорабатываются варианты установки V2500 или CFM56) и обновление ряда других систем. В более далекой перспективе возможна установка крыла из композиционных материалов. Результатом работ должно стать создание семейства ВС различной вместимости с дальностями полета в диапазоне от 4000 до 9000 км.
Россия — одна из немногих стран мира, обладающая значительным внутренним рынком воздушных перевозок, хотя его потенциал, разумеется, в полной мере не раскрыт. Практика показывает, что у российских перевозчиков находят спрос не только иностранные ВС, но и самолеты отечественного производства, которые, надо полагать, в скором времени вполне смогут конкурировать и при отсутствии ставших нелепым анахронизмом сдерживающих пошлин.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft