Такие разные

Virgin America и Skybus видят свои преимущества в полярно противоположных бизнес-моделях; Southwest адаптирует свою модель к изменениям на рынке

Лори РЭНСОН, Вашингтон
Две недавно созданные американские авиакомпании — Virgin America и Skybus — заняли с точки зрения предлагаемого продукта противоположные края спектра, но обе они излучают уверенность по поводу своих перспектив. Тем временем родоначальник и стойкий приверженец модели низкозатратных перевозок авиакомпания Southwest признает, что основополагающие принципы, на которых держался ее 34-летний период рентабельности, нуждаются в совершенствовании — только так можно сохранить конкурентоспособность в изменчивой индустрии авиаперевозок.
8 августа авиакомпания Virgin America наконец-то начала полеты (подача документов в Министерство транспорта произошла еще в декабре 2005 г.). Причин для задержки было много — в частности, компания потратила большую часть текущего года на реорганизацию структуры своей собственности, чтобы удовлетворить американским требованиям преимущественного владения гражданами США.
Самолеты Virgin America оснащены расположенными в спинках сидений индивидуальными системами развлечений с экранами на 50% больше, чем в самолетах других авиакомпаний, у каждого кресла имеются разъемы для подключения различных электронных устройств, также предусмотрены доступ к музыкальным файлам формата MP3, возможность послать текстовое сообщение другим пассажирам рейса, заказать еду, не вставая со своего места; кроме того, в самолетах есть салон для пассажиров первого класса. Поэтому, отмечает гендиректор Virgin America Фред Рэйд, авиакомпанию можно причислить к "перевозчкам нового поколения".
По его словам, тарифы Virgin America, которые нельзя отнести ни к самым высоким, ни к самым низким, вполне востребованы пассажирами. Продажа по промотарифам была отменена 8 августа.
Помимо конкуренции с компаниями Southwest и JetBlue на рейсах из Сан-Франциско, Virgin America также пересекается с авиакомпаниями American, Alaska, United и Delta на некоторых из их рынков. Все эти авиакомпании, кроме JetBlue, в текущем году будут совершать рейсы между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом, причем Southwest позже всех добавляет свои рейсы на этот загруженный маршрут, начиная свои полеты в ноябре. С 10 октября Virgin America открывает рейсы Сан-Франциско — Лас-Вегас, где ей придется конкурировать с United, US Airways и Southwest.
Фред Рейд не напуган конкуренцией — он отмечает, что каждый новый участник стимулирует увеличение объема авиаперевозок. По его словам, между традиционными авиакомпаниями и низкозатратными перевозчиками, несмотря на сближение, все еще сохраняется заметная разница в цене авиаперелетов. Подтверждением служит недавнее исследование компании Gerchick Murphy Associates — хотя разница в ценах между традиционными и низкозатратными авиакомпаниями достигла минимальной за последние 16 лет, она остается на уровне в 50% несмотря на рост стоимости топлива.
По мере того как перевозчики, использующие смешанные бизнес-модели (Virgin America, Frontier и AirTran) захватывают различные ниши, власть традиционных авиакомпаний на внутреннем рынке ослабевает. К примеру, низкотарифные JetBlue и Southwest открывают полеты в пункты, где всегда были сильны традиционные авиакомпании. Оба перевозчика летают в Питсбург, а Southwest вторглась в зоны влияния авиакомпании United в Денвере и международном аэропорту Вашингтона. Также оба низкотарифных перевозчика совершают рейсы из базового аэропорта компании Virgin America. Но Фред Рейд, ветеран авиационной отрасли, который долго работал в компаниях Lufthansa и Delta, похоже, не беспокоится об этом. "Мы полагаем, что сможем конкурировать с любой авиакомпанией", — говорит он. Не раскрывая конкретную операционную статистику, Фред Рейд утверждает, что продажи и уровень коммерческой загрузки превышают все ожидания авиакомпании.
Особенно Фред Рейд уверен в продукте, который предлагает Virgin America. Ключевой момент стратегии авиакомпании, помимо нажима на широко известный бренд Virgin, — изучение сильных и слабых сторон деятельности традиционных и низкотарифных авиакомпаний и разработка предложений, которые объединили бы лучшее из обеих бизнес-моделей.
Одно из преимуществ Virgin America — отсутствие отягощенности устаревшими технологиями в областях вроде систем бронирования, которые ограничивают возможности некоторых традиционных авиакомпаний. Авиакомпания использует для своей работы свободное программное обеспечение и платформы с открытой архитектурой. Она также осваивает новые методы работы в других сферах, избрав компанию Lufthansa Technik в качестве провайдера по линейному обслуживанию в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Вашингтоне и Сан-Диего. Недавно первый вице-президент по технической эксплуатации Virgin America Гай Боровски отметил, что использование одного и того же поставщика материалов и услуг линейного ТО наделяет его дополнительной ответственностью, поскольку при возникновении проблем технический персонал не сможет оправдываться тем, что необходимые части не были вовремя поставлены, а снабженцы не смогут кивать на техников.
Тем не менее едва ли компании гарантировано отсутствие технических накладок. В день начала продаж через Интернет ее сервер оказался перегружен запросами. Впрочем, авиакомпания разрешила проблему в тот же самый день и с тех пор больше ее не испытывала.
Нынешний штат авиакомпании насчитывает около 500 чел.; планируется, что во второй половине 2008 г. он увеличится до нескольких тысяч. Фред Рейд оценивает затраты на содержание персонала как разумные.
В числе других достижений Virgin America за ее короткую историю можно назвать рост участников программы лояльных пассажиров Elevate — половина их количества, запланированного на конец года, была набрана всего за четыре недели. Также к началу следующего года возможно заключение партнерских отношений с другими авиакомпаниями.
Единственные сходства между Virgin America и авиакомпанией Skybus, базирующейся в Колумбусе, штат Огайо, — это тип эксплуатируемых ВС и продажа питания на борту самолета. Философия Skybus заключается в том, что главный интерес пассажира — цена, и, как утверждают представители авиакомпании, стоимость перелета у Skybus на 50% меньше, чем на аналогичных рейсах других перевозчиков. По словам руководства Skybus, такие тарифы — не временное явление. Посетив веб-сайте Skybus, можно было убедиться, что самый дешевый авиабилет в одну сторону для перелета между Сан-Франциско и Колумбусом в сентябре стоил 100 долл.
На самолетах Skybus спинки кресел не оборудованы ни телеэкранами, ни разъемами для подключения внешних устройств. За сданный багаж взимается дополнительная плата, также пассажир может доплатить примерно 15-20% от стоимости билета, чтобы получить приоритет при посадке в самолеты A319.
Skybus могла бы продавать по отдельности все компоненты своего продукта, но простора для этого не так много — как объясняет представитель авиакомпании, наступает момент, когда пассажиры начинают сопротивляться.
Тем не менее это не помешало Skybus использовать интерьер и внешность самолета для максимизации своих доходов. Авиакомпания заключила договор со страховой компанией Nationwide Insurance о размещении ее рекламы на одном самолете. Сейчас идут переговоры еще с тремя-четырьмя потенциальными рекламодателями; заключение договоров с ними возможно до конца года.
Skybus позиционирует себя вне рынка перевозок через хабы, при этом ее ценовая политика генерирует новые пассажиропотоки. Вот почему перевозчик считает, что конфликта с традиционными авиакомпаниями не возникает, хотя некоторые из них все-таки летают в Колумбус. В июле Skybus перевезла 84091 пасс., тогда как в июне, первом полном месяце работы авиакомпании, их число составило 63860 чел. В целом регулярными рейсами в аэропорту Колумбуса в июле воспользовалось 726454 пасс., рост по сравнению с 589942 пасс. в июле прошлого года составил 23%. Крупнейшим перевозчиком в Колумбусе остается Southwest — в июле она доставила 156957 пасс.
Представитель авиакомпании Skybus полагает, что существует неправильное представление о возможностях аэропорта Колумбуса, — который вместе со штатом Огайо потратил около 57 млн долл., чтобы авиакомпания разместила в нем свою штаб-квартиру, — будто он не является выгодным рынком для авиаперевозок. Skybus считает, что есть большое количество направлений, которые можно обслуживать на узкофюзеляжных самолетах из аэропорта Колумбуса, крупнейшего города в Огайо, поэтому должно появиться много новых рынков.
Авиакомпания Skybus пока не опубликовала никакой статистики о загрузке на своих рейсах, но в июне гендиректор Билл Диффендерфер сообщил, что авиакомпания достигла 80%-ной коммерческой загрузки с первого дня полетов между Колумбусом и Беллингемом (шт. Вашингтон).
По данным Диффендерфера, июньская коммерческая загрузка на трассе между Колумбусом и Сент-Огастином (шт. Флорида) — аэропортом, до прихода Skybus не имевшем регулярных рейсов, — превысила 80% и продолжает расти.


Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.