Технические сбои в программе китайского самолета C919 привели к ее отставанию
Программа разработки китайского среднемагистрального самолета C919, которая уже отстает от графика не менее чем на пять лет, идет медленнее, чем ожидалось, из-за ряда технических проблем.
Задержки в программе привели к тому, что к началу декабря 2019 г., после двух с половиной лет летных испытаний, прототипы этого ВС налетали менее пятой части из 4200 ч, необходимых для получения сертификата типа от Администрации гражданской авиации КНР (CAAC). Об этом сообщает агентство Reuters со ссылкой на источники, близкие к проекту.
Китайский авиастроитель COMAC до сих пор не доработал расчеты для отправки производителю двигателей LEAP-1C, предназначенных для C919, — компании CFM International. Эти данные необходимы для того, чтобы двигатель не выходил из строя при больших нагрузках, рассказал один из источников Reuters. По словам другого источника, такие расчеты обычно продолжают вестись в процессе разработки.
Кроме того, ранее COMAC обнаружил трещины в стабилизаторах горизонтального оперения в первых построенных C919, хотя эта проблема уже устранена. Также было обнаружено, что коробки приводов агрегатов двигателей были подвержены растрескиванию, что привело к остановке двигателя во время одного из испытательных полетов, и эта проблема потенциально затрагивает все шесть самолетов C919, которые сейчас задействованы в летных испытаниях.
По информации Reuters, данная проблема, обнаруженная в 2018 г., была вызвана неожиданными вибрациями и разработчики уже нашли способы минимизировать риски, связанные с этим. Однако регулярные проверки коробок приводов на наличие трещин и утечек масла сказались на темпах летных испытаний перспективных ВС.
Издание отмечает, что нежелательные вибрации, которые в худшем случае могут разрушить детали внутри двигателя, являются проблемой, с которой сталкиваются даже давно известные производители аэрокосмической техники.
Нехватка времени
COMAC, который разрабатывает C919 с 2008 г., редко раскрывает подробности проекта. Официальный представитель компании Ян Ян заявил государственным СМИ КНР в сентябре прошлого года, что сертификация самолета может состояться через два-три года. Ранее публично объявленной датой получения одобрения от китайского регулятора был конец 2020 г.
Другие должностные лица COMAC заявили, что они стремятся к сертификации и поставкам ВС в 2021 году. Однако, учитывая задержки, нет гарантии, что проект перспективного китайского самолета не сдвинется по срокам вправо.
C919 разрабатывается как конкурент самолетам семейств Boeing 737MAX и Airbus 320neo. После того как Boeing и Airbus заключили соглашения о приобретении конкурирующих самолетов, произведенных Embraer и Bombardier, китайский COMAC теперь фактически является третьим производителем на рынке самолетов вместимостью более 100 посадочных кресел (о российском МС-21 Reuters не упоминает).
В настоящее время многие отраслевые эксперты ожидают, что длительный циклический бум спроса на коммерческие самолеты в текущем году уменьшится, поскольку деловая уверенность снижается на фоне геополитической напряженности. А это означает, что самолет, который дебютирует в 2021 или 2022 г., вероятно, упустит заказы.
COMAC осознает нехватку времени. Так, три последних из шести летных прототипов C919 совершили свой первый полет еще до завершения покрасочных работ.
Первый прототип C919 в ходе наземных испытаний в аэропорту Шанхая; апрель 2017 года :: Shimin Gu / Wikimedia Commons
Долгосрочная стратегия
Пекин сделал C919 неотъемлемой частью своей инициативы "Сделано в Китае — 2025", направленной на то, чтобы догнать сложные технологии и помочь стране стать самодостаточной.
Эти усилия привлекли внимание федеральных прокуроров США, которые в 2018 г. обвинили группу китайских офицеров разведки, хакеров и сотрудников компаний во взломе сетей 13 производителей аэрокосмической техники по всему миру, включая компанию, описание которой соответствует CFM, чтобы украсть конфиденциальные данные, которые могут помочь Китаю построить реактивный двигатель. Китай отрицает какую-либо причастность ко взлому.
Некоторые аналитики считают, что Пекин, возможно, не сильно разочаруется, если самолет C919 не сможет сразу конкурировать на международных рынках, поскольку правительство Китая может заставить свои авиакомпании покупать этот самолет.
Авиаперевозчики и лизинговые компании КНР составляют подавляющее большинство заказчиков на 815 машин C919 (предварительные соглашения), как заявляет COMAC. Пока единственным зарубежным покупателем является лизинговая компания GECAS, принадлежащая General Electric.
"Настоящая миссия C919 — завоевать внутренний рынок, на котором доминируют два его иностранных конкурента, — рассказал главный аналитик DCA Chine-Analyze Жан-Франсуа Дюфур. — Через 10–15 лет C919 следующего поколения или другие модели, разработанные COMAC, могут стать реальными конкурентами на мировой арене".
Ссылки по теме
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft