Трансформация "Ижавиа"

Як-42 "Ижавиа"
"Ижавиа" продолжит летать на Як-42, но расширит парк за счет узкофюзеляжных самолетов :: Леонид Фаерберг // Transport-photo.com

Авиапредприятие "Ижавиа", включающее в себя одноименного авиаперевозчика и аэропорт столицы Удмуртии — Ижевска, на пороге перемен. Как для авиакомпании, так и для воздушной гавани назрели обновления, которые повысили бы их конкурентоспособность. В мае у "Ижавиа" (подконтрольно Министерству имущественных отношений Удмуртии) сменилось руководство: новым генеральным директором предприятия стал Александр Синельников, имеющий большой опыт работы в авиации, а с 21 июня на должность его первого заместителя был утвержден Олег Толстых. Корреспондент АТО побывал в Ижевске и узнал у нового руководителя о дальнейших планах по развитию местного аэропорта и перевозчика "Ижавиа".

Александр Синельников

Александр Синельников,

гендиректор авиапредприятия "Ижавиа" :: "Ижавиа"

 

14 мая председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов при участии министра транспорта и дорожного хозяйства республики Алексея Горбачева представил коллективу "Ижавиа" Александра Синельникова: "Новый гендиректор ижевского авиапредприятия — человек, имеющий масштабный и весьма успешный опыт деятельности на ключевых и руководящих постах в крупных российских аэропортах, а также в создании собственного бизнеса по предоставлению консалтигновых услуг в отечественной авиационной отрасли. Все это дает убежденность в том, что перспективы по созданию современного, высокотехнологичного авиаузла в нашем регионе переданы в надежные руки… Работать над грядущими преобразованиями нам предстоит единой командой". Александр Синельников пообещал жителям республики новый облик воздушных ворот уже в ближайшее время. Аналогичная работа была проведена топ-менеджером и в аэропорту Нижнего Новгорода (Стригино). Его заместитель Олег Толстых имеет большой опыт управления авиатранспортными предприятиями, в том числе аэропортами Алыкель (Норильск) и Шереметьево (Москва), авиакомпаниями "Нордавиа" и "ПсковАвиа". Предыдущий глава "Ижавиа" Александр Городилов занимал свой пост шесть лет и покинул предприятие, по объяснению главы Удмуртии Александра Бречалова, из-за разных взглядов на будущее.

На пороге перемен

По словам Александра Синельникова, сейчас и аэропорт и оператор отстают от своих конкурентов по инфраструктуре, маршрутной сети и парку. В первую очередь речь идет о старом аэровокзале и возрастных воздушных судах ("Ижавиа" оперирует самолетами Як-42), признает топ-менеджер. В результате соседние аэропорты, находящиеся в пределах 500 км от Ижевска, привлекательнее для путешественников благодаря более широкому выбору направлений и большему количеству авиакомпаний с современными воздушными судами, а также удобству аэровокзалов. Речь идет в первую очередь о воздушных гаванях Набережных Челнов (202 км между городами), Казани (390 км до Ижевска), Уфы (342 км) и Перми (222 км).

"Вместе с тем мы остаемся единственным магистральным перевозчиком Приволжского федерального округа. Мы единственные в Приволжье, кто использует магистральные суда вместимостью от 100 кресел, и выполняем перевозки не только в Москву, но и в регионы. Основная часть регулярных рейсов осуществляется в Москву, Санкт-Петербург и летом на черноморское побережье. Порядка половины рейсов выполняются в рамках чартерных программ в интересах заказчиков, включая нефтяные компании, перевозку вахтовиков и корпоративные перевозки", — подчеркнул глава "Ижавиа".

Перевозки осуществляются на самолетах Як-42, которые, по словам Александра Синельникова, "надежные, как автомат Калашникова" (это оружие производится в Ижевске), но уже морально устаревшие. Что касается имеющихся в парке "Ижавиа" Ан-24, то эти турбопропы сдаются в долгосрочную аренду. В состоянии летной годности два таких ВС, но на аэродроме Ижевска проходят испытания третьей такой же машины для возвращения ее к полетам в скором времени.

Ан-24 "Ижавиа"
В состоянии летной годности у "Ижавиа" два Ан-24, но на аэродроме Ижевска проходят испытания третьей такой машины для возвращения ее к полетам уже в скором времени :: ATO.ru

Новое руководство рассчитывает улучшить условия для пассажиров аэропорта и привлечь новую авиатехнику.

"Мы находимся в процессе подготовки к большому скачку в развитии", — подчеркнул Александр Синельников.

В поисках ниши и самолетов

Что касается обновления парка, то авиакомпании сейчас необходимы самолеты, которые будут конкурентоспособны на ее маршрутной сети, особенно с учетом подготовки аэропорта к приходу новых перевозчиков на более современных воздушных судах (например, соответствующие переговоры уже проведены с "Аэрофлотом"). 

Прежнее руководство присматривалось в том числе к таким типам машин, как российский узкофюзеляжный МС-21 и даже Ил-114. Но нынешнее руководство планирует пополнять парк только проверенными и зарекомендовавшими себя воздушными судами. "Мы хотим брать полностью новые самолеты. Мы не будем экспериментировать, а возьмем именно то, что позволит нам конкурировать на высоком уровне с основными "монстрами" авиации, то есть тем самым найдем свою нишу. Ее мы пока видим в региональных перевозках и с полетами из Ижевска и из городов Приволжского федерального округа. Мы сейчас прорабатываем вопрос того, по какой схеме мы будем летать и какой самолет использовать. Мы выбираем лучшее по показателям топливной эффективности и максимальной маржи на кресло-километр и исходя из этого выстраиваем свою программу на 5 лет", — рассказал Александр Синельников.

Говоря о том, какие типы ВС рассматриваются для обновления парка, собеседник АТО.ru уточнил, что компания получит узкофюзеляжные самолеты, так как небольшие по вместимости машины "по экономике не просчитываются и не могут решить экономических задач", стоящих перед "Ижавиа". "Малокресельные машины — это всегда дотируемая тема. Мы стараемся строить свой бизнес без дотаций, а для этого нужен самолет большой. Мы присматриваемся к Boeing 737-800, ВС семейства Boeing 737MAX, Airbus A320ceo/neo. Свой выбор сделаем исходя из расчета ситуации и того, кто из производителей или лизинговых компаний предложит нам наилучшие условия", — рассказал топ-менеджер. Говоря о российском перспективном МС-21, в компании подчеркнули, что этого ВС на рынке нет, а новое руководство "не склонно к экспериментам".

Все решения по новому типу предполагается принять в июле, а ввести новые машины в парк уже в следующем году. Но это еще должно быть одобрено собственником авиапредприятия — властями Удмуртии. При этом в "Ижавиа" рассчитывают, что местное правительство не будет помогать в закупке ВС. При идеальном раскладе компания надеется на собственные силы. 

Под техническое обслуживание новых самолетов "Ижавиа" планирует привлекать и переобучать техников. Какие формы смогут выполняться на базе компании, будет зависеть в том числе от возможностей ангара.

При этом Як-42 останутся в парке авиакомпании. Сейчас перевозчик рассматривает вариант пополнения своего флота такими ВС, оставшимися на рынке после прекращения полетов "Саратовских авиалиний", сертификат эксплутанта которых был аннулирован Росавиацией с 31 мая. Данные самолеты выставляются на достаточно выгодных условиях. "Ижавиа" уже приняла на работу часть экипажей "Саратовских авиалиний" для работы на Як-42 (летному составу еще предстоит пройти дополнительное обучение на базе ижевского оператора).

Планы по маршрутной сети

Комментируя вопросы проработки расширения маршрутной сети с получением новых самолетов, в авиакомпании кратко ответили, что ВС будут ставиться "везде, где есть деньги", но напомнили, что в первую очередь оператор видит себя приволжским региональным перевозчиком. "Мы будем занимать именно эту нишу. Если вдруг найдем еще какую-нибудь высокодоходную нишу, мы туда уйдем. То есть возможности у нас открыты", — подчеркнул гендиректор "Ижавиа". А в случае оборудования международного пункта пропуска в аэропорту Ижевска в нем будут организованы и полеты за рубеж. 

При этом стоит отметить, что развитие региональной маршрутной сети именно в Привольжье осложняется тем, что там достаточно развита наземная транспортная инфраструктура. Кроме того, с 2017 г. воздушные перевозки внутри Приволжского федерального округа (ПФО) перестали субсидироваться. Представители округа утверждают, что основная задача программы, запущенной в 2013 г., была выполнена: "[Мы] привлекли внимание к региональным авиаперевозкам и фактически стали пилотным округом; на основании нашего опыта была разработана федеральная программа, которая продолжает действовать". В результате, например, авиакомпании "Оренбуржье", строившей бизнес на перевозках внутри ПФО, пришлось переориентироваться на другие направления. Еще одной жертвой закрытия отдельной программы полетов в Приволжье стал оператор Dexter, который был вынужден прекратить выполнение регулярных рейсов.

У "Ижавиа" сейчас только два субсидируемых рейса — из Ижевска в Нижневартовск и Симферополь. В компании рассчитывают на то, что все-таки будет обнулен НДС на рейсах в обход Москвы. Напомним, что об этом уже попросили в "Аэропортах регионов". "Такая идея назрела лет 10 назад, и, может быть, у нас было бы больше выживших перевозчиков", — сказал Александр Синельников.

Говоря о полетах в столицу, в "Ижавиа" уточнили, что сейчас оператор выполняет в крупнейший российский город четыре рейса. Но московский рынок для авиакомании не интересен. Кстати, недавно единственный рейс во Внуково был переведен в аэропорт Домодедово, куда выполняются остальные три перелета перевозчика. Это в "Ижавиа" объяснили экономическми причинами, включая то, что Домодедово ближе и в целом Внуково оказывается убыточным по ряду моментов. 

Помимо Ижевска самолеты "Ижавиа" сегодня также выполняют много рейсов из Краснодара и Уфы. "Мы работаем практически по всей стране с чартерами — там больше 26 пунктов полета. Основная база обслуживания находится в Ижевске, но есть обслуживание в Челябинске", — рассказали в "Ижавиа".

На вопрос о том, как планируется развивать транзитный пассажиропоток, в компании ответили: "Сведением рейсов в одно время, использованием хабовых принципов, когда будут обеспечиваться стыковки транзитными рейсами, когда пассажирам в начальных пунктах будет гарантироваться, что он нужным рейсом полетит дальше". Речь идет в первую очередь о стыковке рейсов самой "Ижавиа". По словам Александра Синельникова, сотрудничество с другими авиакомпаниями по этому вопросу видится не столь эффективным, но провести переговоры с ведущими операторами предполагается, в том числе с "Аэрофлотом" и S7 Airlines ("Сибирь").

Впрочем, с приходом "Аэрофлота" в аэропорт Ижевска для местного перевозчика все может осложниться. Тем не менее для национального перевозчика главным направлением будет Москва, и в "Ижавиа", сделавшей ставку на регионы, конкуренции не боятся. "Мы считаем, что "Аэрофлот" в основном привлечет тех пассажиров, которые летают "Аэрофлотом" же по другим направлениям, из других аэропортов, и тех, кому нужны именно стыковочные рейсы "Аэрофлота" через Шереметьево. У нас же сейчас стыковка идет в Домодедово. И, соответственно, в целом масса транзитных перевозок и количество пассажиров может увеличиться, что является позитивным фактором". В то же время дочерний лоукостер "Аэрофлота" — "Победа", летающая на Boeing 737, к приему которых аэропорт Ижевска не допущен, нашла другой выход и открыла продажу билетов из московского аэропорта Внуково в столицу Удмуртии через Набережные Челны в рамках услуги Fly&Bus (самолет + автобус). 

Аэропорт Ижевска
Аэропорт Ижевска готовится к приходу новых перевозчиков :: ATO.ru

В случае с привлечением в аэропорт других перевозчиков отток пассажиров может произойти, но "Ижавиа" будет следить за этим и стараться держать баланс. Сейчас оператору удается приспособиться к непростой ситуации в отрасли в том числе благодаря тому, что у предприятия также в управлении находится собственный аэропорт. Кроме того, сама авиакомпания адаптируется к современным требованиям и старается предложить больший выбор опций для пассажиров и, соответственно, вариативность цен на билеты. Например, с июля 2018 г. пассажиры "Ижавиа" могут воспользоваться услугой предварительного бронирования места до начала регистрации на рейс (стоимость дополнительной услуги — 300 руб.) или заранее зарезервировать место с увеличенным расстоянием между креслами (цена — 2000 руб.).  

Аэропортовая инфраструктура

Аэропорт Ижевска ждут изменения уже в ближайшее время. Речь идет о пересмотре схемы обслуживания в действующем терминале и увеличении пространства для пассажиров. В частности, если сейчас в распоряжении путешественников только первый этаж здания, то затем к нему будет подключен и второй этаж. Кроме того, предполагается улучшить сервисы для пассажиров и увеличить долю неавиационных доходов. 

Аэропорт Ижевска
Если сейчас в распоряжении путешественников только первый этаж здания, то затем к нему будет подключен и второй этаж. Сейчас уже активно ведутся соответствующие ремонтные работы :: ATO.ru

Благодаря улучшению качества и изменению схем обслуживания "Ижавиа" создаст условия для транзитных рейсов. "За счет транзита и использования узловых технологий в Ижевске и других аэропортах Приволжского федерального округа мы будем создавать условия для развития самого перевозчика и для того, чтобы эта модель региональной авиакомпании начала работать. Живых региональных моделей достаточно мало, но ни одна российская авиакомпания сейчас по такой идеологии не развивается",  — рассказал глава удмуртского авиапредприятия Александр Синельников. 

Кроме того, внедряются новые решения для пассажиров бизнес-класса, для которых в аэропорту имеется собственный зал. В перспективе "Ижавиа" обещает усовершенствование перронного сервиса для прибывающих и убывающих авиапассажиров, а также увеличение набора услуг для пассажиров авиакомпании.

VIP-зал аэропорта Ижевска
Для пассажиров бизнес-класса в аэропорту предусмотрен зал повышенной комфортности :: ATO.ru

Несмотря на то что пропуская способность действующего терминала достаточно высока (до 1 млн пасс. в год), в дальнейшем предполагается строительство нового, более современного терминала. В нем будет отдельная зона для организации международного пункта пропуска. Возведение нового здания под ключ займет пять лет.

"У нас нет окончательного решения ни по одному вопросу. Мы сейчас в состоянии подготовки этих решений. Как только все решим, начнем двигаться".

На этой неделе аэропорт Ижевска завершил подготовку к приему российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), чтобы в воздушную гавань смог начать выполнять регулярные рейсы "Аэрофлот". Сейчас представитель авиакомпании проводит обучение персонала авиационно-технической базы воздушной гавани по противообледенительной обработке и буксировке этого типа ВС.

Разделение

Планы авиапредприятия "Ижавиа" на этот год — обслужить около 400 тыс. пасс., что на 1% больше, чем в 2017 г. (тогда число обслуженных пассажиров по сравнению с 2016 г. выросло на 29%). Эту же цифру ранее озвучивал глава Удмуртии Александр Бречалов.

Ранее региональное правительство анонсировало, что до конца года состоится разделение аэропорта и авиакомпании. Комментируя этот вопрос, глава "Ижавиа" сообщил: "Это  абсолютно нормальный шаг, когда выделяются бизнесы. Но мы рассчитываем, что управлять этими разделенными предприятиями будет все равно одна компания". По его словам, это поможет избежать той ситуации, когда нарушается баланс в соблюдении интересов местного аэропорта  и авиакомпании. Таким образом, в рамках одного управляющего органа этот конфликт все же можно будет регулировать, а также сохранить и развить местного перевозчика. Руководство "Ижавиа" ожидает, что весь процесс продлится в течение этого и следующего года.  

Владелец ижевского авиапредприятия также рассчитывал, что разделение аэропорта и авиакомпании позволит привлечь инвестора для воздушной гавани. При этом сообщалось о появлении заинтересованных концессионеров (как один из вариантов привлечения инвестиций). В России есть несколько крупных аэропортовых холдингов, в управлении которых находятся региональные авиаузлы — "Аэропорты регионов", "Новапорт", "Базэл Аэро". Но новый топ-менеджмент считает, что способен самостоятельно как управленческая команда привлечь любого инвестора и  банковское финансирование. По мнению Александра Синельникова, участие институциональных инвесторов — крупных холдингов не требуется. 

"Мы за счет своего хозяйствующего субъекта — Удмуртской республики, за счет тех компетенций, которые есть у меня и моей команды, привлекаем финансирование и даем тот результат, который нужен региону, то есть новый аэропорт, новое состояние инфраструктуры, обновленного конкурентоспособного перевозчика — и все это без смены собственника", — подчеркнул Александр Синельников.

Таким образом, после разделения двух авиапредприятий они оба будут по-прежнему принадлежать региону, и планов по приватизации части активов нет. "Почему бы не поработать на государственные компании? Почему у "Роснефти" получается заниматься государственными вещами, в топливно-энергетическом комплексе получается, а вот в отечественной авиации — не очень? Это вопрос, на который мы будем отвечать", — резюмировал топ-менеджер.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.