Туристам почти гарантировали...
На российском туристическом рынке уже почти два года воплощается практика предоставления финансовых гарантий или страхования ответственности туроператоров. В близком для авиакомпаний сегменте удалось создать схему, которая защищает потребителя при возможном банкротстве туристической компании. Правда, на практике оказалось, что защищены не все, и в конце сентября правила игры для операторов были ужесточены: минимальный размер фингарантии или страховки возрос до 30 млн руб. Опыт защиты прав туристов в туротрасли может оказаться интересен авиационной администрации и перевозчикам.
Закон о финансовых гарантиях для туроператоров был принят в начале 2007 г. и вступил в силу в июне того же года. Согласно этому документу, компании, работающие в сфере международного и внутреннего туризма, должны были оформить банковскую гарантию или застраховать ответственность на сумму не менее 10 млн руб. (для тех, кто работает только на внутреннем рынке, планку поставили на уровне 500 тыс. руб.).
Необходимость создания финансовой защиты объяснялась тем, что при банкротстве туроператорской компании потребитель теряет все: он не может отправиться в уже оплаченную поездку и ему не возвращают за нее деньги. Как и любое новое правило, требующее от бизнеса дополнительных финансовых затрат, проект нового закона вызвал множество возражений со стороны участников рынка. Предполагалось, в частности, что требования заставят небольших туроператоров перейти в категорию агентов (продавать чужой туристический продукт, а не формировать свой), а это уменьшит конкуренцию на рынке. Между тем, по данным Ассоциации туроператоров России, в результате появления этой нормы профиль своей деятельности сменило не более 6–7% компаний, а изначально прогнозировалось, что на операторском рынке прекратят работать не более 10% игроков.
В 2008 г. страховщики, туркомпании и туристы смогли увидеть работу новых правил на практике: на рынке произошло несколько банкротств туроператоров. Самым громким из них остается уход с рынка компании "Детур", которая принадлежала турецким бизнесменам. Однако суммы страхового покрытия в 10 млн руб. не хватило на всех пострадавших, поскольку общий объем требований от туристов составил около 28 млн руб. Тогда же представители компании "Росно", в которой "Детур" страховал ответственность, заявили о необходимости расширения лимита страхового покрытия по договорам страхования ответственности туроператоров с 10 млн до 50 млн руб. Минимального страхового покрытия не хватило и при банкротстве еще одной компании — оператора по Египту и Греции "Вояж-Люкс".
В результате в Госдуму были поданы поправки к закону, в том числе увеличивающие минимальный размер страхового покрытия, которое должен приобрести туроператор. В итоге с конца сентября эта сумма достигла 30 млн руб. Против этой меры также выступили некоторые участники рынка.
В принципе, увеличение ответственности опять не решает всех вопросов во взаимоотношениях туроператоров и их клиентов. Так, по словам вице-президента Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича, крупные туроператоры на рынке нередко пользуются различными схемами для занижения своего оборота и приобретения страховки на меньшую сумму. Поэтому при банкротстве страхового покрытия опять же может не хватить. Еще один не менее важный вопрос: у какой страховой компании приобретается услуга по страхованию ответственности. Если это небольшой игрок, находящийся не в первой сотне рейтинга страховщиков, то не исключена возможность, что при наступлении страхового случая такой компании не удастся выполнить свои обязательства. Опыт туристического рынка показывает, что попытки защитить путешественников далеко не всегда на 100% эффективны.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent