Ударная пятилетка
Рис. 1. Объем пассажироперевозок, млн чел |
Рис. 2. Доли рынка пассажироперевозок, % |
Рис. 3. Объем пассажироперевозок на МВЛ, млн чел. |
Рис. 4. Доли рынка пассажироперевозок на МВЛ, % |
Рис. 5. Объем пассажироперевозок на ВВЛ, млн чел. |
Рис. 6. Доли рынка пассажироперевозок на ВВЛ, % |
Рис. 7. Помесячные объемы пассажироперевозок "Аэрофлота" |
Рис. 8. Помесячные объемы пассажироперевозок "Сибири" |
Рис. 9. Помесячные объемы пассажироперевозок "Пулково" |
Рис. 10. Помесячные объемы пассажироперевозок "КрасЭйр" |
Рис. 11. Помесячные объемы пассажироперевозок UTair |
Прошедший год для авиационного транспорта страны стал пятым подряд годом роста после затяжного спада, происходившего в период 1991-1999 гг. Объемы пассажирских перевозок как на внутренних, так и на международных линиях растут довольно стабильными темпами (см. АТО # 57, стр. 32).
Несмотря на разговоры о том, что в стране слишком много авиакомпаний (к концу 2004 г. их насчитывалось 199), уже давно сформировалась группа лидеров, выполняющая основной объем перевозок. В этой статье, основываясь на статистических данных, опубликованных ТКП, мы попытаемся проследить, каким образом пять крупнейших авиакомпаний страны, возглавляющих рейтинг пассажирских перевозчиков, влияют на показатели отрасли в целом и каковы тенденции изменения их долей рынка за последние пять лет. Кроме того, нам хотелось понять, как изменялись их показатели в прошлом году, - быть может, это позволит найти объяснения тому вялому развитию событий, которое мы наблюдаем на рынке авиаперевозок в начале нынешнего года.
Такой разный рост
На фоне общего роста объемов пассажироперевозок по авиатранспорту страны в целом в распределении долей рынка внутри первой пятерки перевозчиков наблюдаются заметные изменения.
Если обратиться к диаграммам, характеризующим общий объем перевозок пассажиров (рис. 1 и 2), то можно отметить, что с 2000 по 2003 гг. суммарная доля объемов перевозок первой пятерки авиакомпаний плавно росла (с 40,9% в 2000 г. до 48,9% к 2003 г.), но в 2003 г. этот рост замедлился, а по итогам 2004 г. доля первой пятерки даже незначительно снизилась - на 0,3%.
Каждая авиакомпания из числа первой пятерки за рассматриваемый период увеличивала объем перевозок пассажиров, однако темпы роста у них были разными.
"Аэрофлот" все эти годы отставал от общего роста рынка, что привело к снижению его доли с 23,4% в 2000 г. до 19,5% в 2004 г. Средний темп роста за пять лет у "Сибири" составил почти 50%, и в основном именно за счет агрессивного расширения этого перевозчика совокупная доля первой пятерки на протяжении 2000-2003 гг. увеличивалась. С другой стороны, темпы роста за 2004 г. были ниже, чем у рынка в целом. Таким образом, доля рынка "Сибири" увеличилась с 3,8% в 2000 г. до 11,6% в 2003 г., а в прошлом году перевозчик потерял 0,5% рынка. Показатели "Пулково" характеризуются стабильным ростом, без заметных рывков и провалов, - соответственно и доля авиакомпании оставалась практически постоянной, изменившись за пять лет с 7,4 до 8%. "КрасЭйр" резко ускорялась в 2001 и 2004 гг., а рост ее показателей на протяжении всего периода выше средних показателей отрасли. Это позволило компании нарастить свое присутствие на рынке с 3,3 до 5,7%. UTair, наращивая объемы перевозок, увеличила свою долю с 3 до 4,4%.
Такова картина, если ее рассматривать с точки зрения общего объема перевезенных пассажиров. Но вот в сегментах перевозок на международных и внутренних линиях расстановка сил имеет свою специфику.
Перевозки на МВЛ
Рассматривая ситуацию на МВЛ (рис. 2 и 3), следует учесть, что в первую пятерку по объему перевозок на МВЛ в разные годы входили разные авиакомпании. Поэтому стоит остановиться на изменении как общей доли первой пятерки (переменного состава) в целом, так и уже известных нам пяти авиакомпаний - лидеров рейтинга по общим показателям. В разные годы в эту пятерку входили такие авиаперевозчики, как "Трансаэро", ВАСО и AJT.
Рассматривая показатели отдельных перевозчиков, следует прежде всего отметить, что тенденции в секторе международных перевозок в значительной степени зависят от того, что происходит с "Аэрофлотом", - его объем перевозок составляет 30-40% от общего объема перевозок на МВЛ. Несмотря на общий рост количества перевезенных пассажиров, за эти годы его доля рынка снизилась довольно существенно - с 44 до 31,2%.
"Сибирь", каждый год стабильно увеличивавшая свою долю на МВЛ (от 2,8% в 2000 г. до 11,5% в 2003 г.), в 2004 г. потеряла 2,6% доли рынка, что, вероятно, свидетельствует о возрастающей концентрации на внутренних перевозках.
Объемы перевозок "Пулково" на МВЛ достаточно равномерно растут, а доля рынка все эти годы остается практически постоянной - от 8,4% в 2000 г. до 9% в прошлом году. А вот "КрасЭйр" демонстрирует наибольший рост, что, по-видимому, отражает стратегию авиакомпании на увеличение удельного веса работы на МВЛ. Доля рынка этой авиакомпании также существенно увеличилась - с 1,6 до 6,9%.
UTair также показывает высокие проценты роста, хотя в абсолютных величинах объемы перевозок на МВЛ этой компании невелики и соответственно доля рынка лишь в 2004 г. превысила 1%.
Если говорить о влиянии пятерки лидеров, то можно отметить, что, несмотря на рост общего объема перевозок первой пятерки, она постепенно сдает свои позиции и ее доля рынка с 68% в 2000 г. уменьшилась до 62% в 2004 г.
Перевозки на ВВЛ
Состав первой пятерки авиакомпаний по объему перевозок на ВВЛ все эти годы оставался стабильным - в него входят те же компании, что лидируют в общем объеме перевозок пассажиров.
Роль первой пятерки в перевозках на ВВЛ существенно ниже, чем на МВЛ, - их совокупная доля рынка выросла с 31% в 2000 г. до 41% в 2002 г., а затем практически стабилизировалась на этом уровне (рис. 5 и 6).
"Аэрофлот" сохраняет в течение рассматриваемого периода свою долю рынка, колеблющуюся около отметки в 10%.
Наибольшее влияние на тенденции на рынке ВВЛ оказывает авиакомпания "Сибирь" - на протяжении всех пяти лет она демонстрирует стабильный рост, заметно более высокий, чем у рынка в целом, благодаря чему авиакомпании удалось нарастить свое присутствие на рынке с 4,5 до 12,9%.
"Пулково" и в этом виде перевозок поддерживает свою долю на стабильном уровне - примерно в 7%. Темпы роста объемов перевозок "КрасЭйр" на ВВЛ достаточно скромны, но также позволяют удерживать стабильной долю рынка: от 4,5% в 2000 г. до 4,8% в 2004 г.
UTair наращивала свою долю в период с 2000 по 2002 гг. (с 4,9 до 7,8%), но в последующие годы, хотя и демонстрирует рост показателей на ВВЛ, однако свою долю постепенно теряет, поскольку ее объем перевозок растет медленнее, чем рынок в целом. В 2004 г. ее доля составила 6,8%.
Аномалии прошлого года
Как аналитики рынка, так и сами представители авиакомпаний отмечают: прошлый год был необычен. Многие говорят о необъяснимо бурном росте в первой половине года, который затем сменился не менее неожиданным спадом, усугубленным терактами в конце августа и ростом цен на топливо во второй половине года. Хотелось бы понять, насколько реалистичны эти толкования и не кроются ли в особенностях прошлого года корни стагнации рынка, демонстрируемые в нынешнем году? Для этого сравним помесячные данные объемов перевозок лидирующей пятерки за три последних года.
У "Аэрофлота" (рис. 7) аномалии ярко не выражены, но начиная с августа несколько снизился прирост пассажиропотока на МВЛ.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft