Узкий, но необходимый рынок
Говорят, представители компании Lufthansa Technik на одном из своих семинаров по ТОиР отметили, что самый главный человек в авиакомпании — это менеджер по логистике. Технические специалисты довольно быстро поднимают свою квалификацию и осваивают обслуживание новой техники. А вот вопрос о том, полетит самолет или останется на земле, на 90% зависит от того, сможет ли менеджер по логистике вовремя достать нужную запчасть, доставить ее и — если речь идет о ВС иностранного производства — провести таможенную очистку.
Есть и важный психологический момент. Одно дело, когда самолет останавливается, скажем, из-за неисправности двигателя, и совсем другое, если в этом повинен фильтр стоимостью 20 долл. Для компании, эксплуатирующей два самолета, расходные авиационные материалы обходятся примерно в 10 тыс. долл. в год. Эта сумма заметно меньше, чем убытки даже за один день простоя самолета, которые можно условно оценить в 50 тыс. долл.
Годовой объем российского рынка запчастей ориентировочно составляет примерно 400-450 млн долл. Эту грубую оценку можно получить, взяв 7% от оборота российских авиакомпаний, который в прошлом году превысил 6 млрд долл. По словам участников рынка, примерно 60% запчастей авиакомпании покупают напрямую у заводов-производителей. Так что на долю поставщиков остается 160-180 млн долл. Совсем немного, учитывая большое количество конкурентов.
Также условно рынок можно разделить на поставки запчастей для самолетов российского и иностранного производства. Особенно острая конкуренция складывается именно в российском секторе рынка. Исторически из-за былых масштабов воздушных перевозок в этом сегменте оказалось очень много людей, в основном бывших авиаторов. При этом из-за постепенного сокращения количества ВС в эксплуатации база данного рынка, по крайней мере в настоящее время, сокращается.
А в сегменте поставок запчастей для иностранной техники конкуренция особенно тяжелая. Потому что конкурировать на равных, допустим, с Lufthansa Technik или другими компаниями мирового уровня не может никто из российских поставщиков. И хотя этот сегмент рынка развивается, у него маленькая база — менее 200 ВС, которые, вдобавок, сильно разнятся по комплектации. Не добавляет темпов работы и таможня.
Сильно недооценен также статус компаний, работающих на российском рынке запчастей. Во всем мире давно сформировались логистические цепочки, в которых между производителем и конечным потребителем обязательно присутствует дилер, а в некоторых случаях — дистрибутор и дилер. Наличие промежуточного звена в цепочке дистрибуции товара позволяет производителю сосредоточиться именно на производстве, не отвлекаясь на розничные продажи, а конечный потребитель получает персонализированное оперативное обслуживание.
Наглядный пример — продажа автомобилей. Никто не едет за "мерседесом" на завод DaimlerChrysler в Германию и уж тем более не пытается сравнить дилерские цены с заводскими. Как правило, крупные мировые производители работают с относительно небольшим количеством крупнооптовых партнеров, которые берут на себя дальнейшее перемещение продукции к потребителю. Разумеется, дилеры несут свои расходы и получают свою прибыль, однако их работа минимизирует суммарные издержки всей логистической цепочки, поэтому нельзя утверждать, что наличие промежуточного звена повышает цену для конечного покупателя. Скорее, наоборот. Если бы все ехали за "мерседесами" на завод DaimlerChrysler в Германию, а потом занимались бы их транспортировкой и таможенным оформлением, суммарные расходы наверняка оказались бы выше.
Однако в России традиционно недооценивается роль дилера в цепочке дистрибуции, посреднические компании несут трудно смываемое клеймо спекулянтов. И это обстоятельство тоже не способствует интенсивному развитию рынка запчастей.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft