В Нью-Йорк, Нью-Йорк!

Вертолет в небе Нью-Йорка — непременный атрибут городского пейзажа

Дороговизна, удобство, контраст. От любви до ненависти к этому городу — один шаг. Добро пожаловать в Нью-Йорк или, как его называют, Big Apple.

Джордж ЛАРСОН
Hи для кого не секрет, что в Нью-Йорке высокие цены под стать высоким скоростям. Это в полной мере относится и к вертолетам, которые давно стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Если в центральных штатах летный час легкого однодвигательного вертолета обойдется заказчику в 900 долл., то в Нью-Йорке эту цифру можно смело помножить на три. Вертодром на 30-й Уэст-стрит берет за посадку двухдвигательной машины 650 долл., и тем не менее и здесь, и еще на двух публичных площадках в Манхэттене движение столь интенсивное, что барражирование запрещено.
Президент Международной вертолетной ассоциации (HAI) Мэтт Зуккаро тридцать лет пилотировал вертолеты в небе Нью-Йорка. "Это одна из самых сложных зон для выполнения полетов, — говорит он, — ограничений здесь больше, чем где бы то ни было, и при этом конкуренция на рынке вертолетных услуг очень высока. Но и вознаграждение соответствующее". По его словам, ежегодный вклад вертолетных операторов в городскую экономику составляет 180 млн долл.
Зуккаро говорит, что вертодром на Уолл-стрит (Wall Street Heliport) — один из лучших в стране, на 34-й Ист-стрит — модернизируется, а на 30-й Уэст-стрит — ожидает результатов технико-экономического обоснования для более удачного расположения. Не так давно HAI и FAA (Федеральная авиационная администрация) при участии местных эксплуатантов разработали ряд мер по совершенствованию структуры воздушного пространства, касающемуся полетов на низких эшелонах над Манхэттеном. Процесс согласования занял всего 90 дней.
Вертолеты в Нью-Йорке конкурируют с наземным транспортом, считает Роберт Гротелл, ранее возглавлявший авиационный отдел Нью-Йоркского комитета по экономическому развитию, а сейчас независимый эксперт, консультирующий и операторов, и надзорные органы. В пяти районах Нью-Йорка (Манхэттен, Бронкс, Бруклин, Квинз и Стейтен-Айленд) проживает 8 млн чел., а вместе с ближайшими пригородами население мегаполиса превышает 15 млн. Понятно, что в часы пик ни за какие деньги не купить хоть немного перемещения — по земле. А по воздуху полуторачасовая поездка превращается в 35-минутный "подскок". "Если вы президент компании из списка топ-500 по версии Fortune, то что выберете вы? — задает Гротелл риторический вопрос. — У времени есть конкретное денежное выражение".
Джефф Смит, пилот вертолета Sikorsky S-76, сейчас возглавляет Вертолетный совет Восточного региона (ERHC), организацию, объединяющую несколько операторов, эксплуатирующих в общей сложности около сотни вертолетов. По его словам, своим успехом вертолетная индустрия Нью-Йорка обязана природе, а именно тому факту, что Манхэттен — остров. Мосты и туннели, соединяющие его с остальным миром, напоминают воронки. "Поэтому в других мегаполисах страны ситуация совсем иная, — говорит он, — тут дело не только в деньгах. Разумеется, это удовольствие для тех, кто может его себе позволить. Но одно время моими регулярными пассажирами были шесть человек, делившие расходы на чартер до Лонг-Айленда между собой. В пятницу они не могли уйти с работы до закрытия фондовой биржи. И если бы они разошлись по машинам в пять вечера, то к их приезду по домам ужин бы давно остыл. В направлении Лонг-Айленда и дальше, в Коннектикут, наши объемы перевозок за последнее десятилетие удвоились". Некоторые вертолетные операторы предлагают услугу наподобие маршрутного такси. Такой вид сервиса весьма востребован, например, среди представителей ортодоксальной еврейской общины, стремящихся успеть добраться домой до захода солнца в пятницу.
Wall Street Heliport используют большинство операторов, предлагающих обзорные экскурсии над городом. До лета 2009 г. здесь можно было пройти таможенный контроль перед трансфером в аэропорты им. Джона Кеннеди и Ньюарк. Теперь такая возможность осталась только на площадке 34-й Ист-стрит, туда и оттуда операторы доставляют своих пассжаиров на микроавтобусах.
Две площадки в Ист-Сайде активно используются корпоративными операторами, привозящими руководство филиалов, расположенных в соседних штатах, на собрания в головные офисы. Здесь также водятся заслуженные ветераны рынка чартеров и долевого владения. Liberty Helicopters эксплуатирует парк Sikorsky S-76, Associated Aircraft Group, являясь дочерней структурой Sikorsky Global (и, следовательно, входя в группу United Technologies), управляет несколькими S-76, находящимися в долевом владении, так же как и оператор Heliflight, выполняющий полеты на двух Bell 430 и, опять же, S-76. У полиции Нью-Йорка полдюжины своих вертолетов, они здесь нередкие гости.
Из трех коммерческих вертодромов, расположенных в Манхеттене, два принадлежат городскому Комитету по экономическому развитию, а один находится в ведении штата. Все три сдаются в аренду коммерческим предприятиям. Стоимость топлива (Jet-A) на начало января составляла 5,75 долл. за галлон. Ни на одной из этих площадок вертолеты не базируются, они ночуют на близлежащих аэродромах в соседнем штате Нью-Джерси.
По словам Гротелла, отраслевые организации постоянно отчитываются перед рядом избранных чиновников по уровню шума на местности и работе с претензиями горожан. Разработана целая программа под названием "Летаем по-соседски". И результаты оцениваются как "весьма и весьма положительные". Анализ звонков, поступающих на горячие линии, показал, что 78% из них поступают от 10 абонентов, при этом два наиболее недовольных горожанина генерируют более половины всех жалоб. "Моя задача — ежемесячно знакомить ответственных чиновников с географией и численностью звонков, демонстрируя, что количество флажков на карте существенно сократилось и продолжает убывать", — говорит Гротелл. Но несмотря на все старания операторов, антивертолетная риторика только активизировалась, добавляет он.
"Я без малейших затруднений сел бы за стол переговоров с этими ребятами, чтобы показать результаты нашей работы, — объясняет Смит, — потому что мы соответствуем предъявляемым требованиям по шуму на 95%. Мы делаем то, что от нас хотят. Но в следующий же момент требования меняются". Смит ссылается на недавнее исследование, проведенное агентством Hear the World, результаты которого были опубликованы в газете New York Post. В ходе исследования в разных точках Манхэттена производились замеры уровня шума и анализировались его источники. "Вертолет не упоминается ни разу", — указывает Смит.
И Гротелл и Смит полагают, что, пока мэром Нью-Йорка является Майкл Блумберг, городская вертолетная индустрия может рассчитывать на поддержку хотя бы одного влиятельного политика. Всем известно, что Блумберг пилотирует самолет и собственный вертолет, и уже этого достаточно, чтобы пресса относилась к его мнению по данному вопросу как к экспертному и достойному доверия. "Именно он задал тон полемике после катастрофы", — говорит Смит, подразумевая столкновение 8 августа прошлого года экскурсионного вертолета и легкомоторного самолета Piper над Гудзоном, унесшее жизни девяти людей. "Столкновение произошло около полудня, и уже в два часа дня мэр выступал на пресс-конференции на вертодроме и предостерег всех от скоропалительных выводов, сказав, что вопрос о закрытии экскурсионных полетов не стоит".
"Я уверен, что в тот день, когда сменится мэр, гармоничным отношениям вертолетчиков и руководства города наступит конец", — продолжает Смит. Его волнения понятны, учитывая, что город владеет двумя ключевыми площадками. Кто управляет городом, тот управляет и вертодромами. По мнению Смита, самая большая проблема отрасли — это апатия. "Мы ждем, пока что-нибудь случится, и потом начинаем реагировать, — говорит он. — Если ограничения будут принимать все более жесткий характер, нам придется очень нелегко". Он отмечает, что эксплуатанты обновляют свой парк, исходя из соображений шума, — это вопрос выживания. Например, оператор Liberty недавно закупил пять EC130 для выполнения экскурсионных полетов, ориентируясь именно на этот показатель. Смита тревожит распространенное среди вертолетостроителей равнодушие к проблеме шума. "Это одна из ведущих конкурентных особенностей машины, — считает он. — Если мне как оператору грозит закрытие бизнеса, то я сделаю все возможное, чтобы летать как можно тише. И деньги отдам тому производителю, который предложит самый тихий вертолет".
И Смит и Гротелл считают, что оппозиция на уровне конгрессменов еще опаснее, так как их мнения получают бо’льшую огласку благодаря вниманию СМИ. Поскольку на вертолетные площадки в центре Нью-Йорка не выделяются федеральные деньги из фонда FAA, эта инстанция не имеет влияния на судьбу вертодромов и не сможет отстоять их (как, например, аэропорт Св. Моники в Калифорнии), если собственник (то есть город) вздумает от них избавиться. Смит и организация, которую он представляет, слишком хорошо это понимают. Говоря об отношениях с городскими чиновниками, он, после некоторых колебаний, использует слово "дружественные".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.