В отрыве от производства
В последние годы российские авиакомпании все чаще сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных летных кадров. Сложилась достаточно парадоксальная ситуация: в целом по воздушному транспорту страны количество пилотов превышает реальный спрос, но вместе с тем среди них становится все меньше молодежи, которой к тому же оказывается все сложнее повышать классность и осваивать новые типы самолетов. Руководители авиакомпаний с тревогой отмечают, что скоро столкнутся с дефицитом летных экипажей на технику, реально эксплуатируемую отечественными перевозчиками, а существующую систему обучения пилотов назвать системой можно лишь с большой натяжкой - гораздо больше это напоминает набор разрозненных элементов, унаследованных от механизма времен СССР.
О проблемах подготовки летных экипажей корреспонденту АТО Артему ФЕТИСОВУ рассказал заместитель генерального директора, летный директор "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ) Дмитрий ШИРЯЕВ.
Существовавшая в СССР система обучения пилотов не полностью соответствовала требованиям, прописанным в Чикагской конвенции 1944 г. и приложениях к ней. В те годы курсант летного училища (высшего или среднего) получал свидетельство пилота, хотя его налет составлял не более 100-110 ч. В то же время пункт 2.4.1.3 Приложения 1 к Чикагской конвенции говорит о том, что получить лицензию коммерческого пилота и право выполнять перевозки за плату на нерегулярной основе может только выпускник училища, имеющий налет не менее 140 ч.
Однако сложившаяся в Союзе практика подготовки летного состава компенсировала это несоответствие. После училища бывший курсант шел на работу в малую авиацию, где на самолетах Ан-2, Ил-14, Як-40, Ан-24 набирал необходимый налет. Похожий путь проделывали - и проделывают до сих пор - пилоты зарубежных авиакомпаний. Дело в том, что по Чикагской конвенции должность линейного пилота в коммерческой авиакомпании можно получить только при налете в 1,5 тыс. ч (пункт 2.5.1.3 Приложения 1 к Конвенции), поэтому необходимый опыт пилоты зарабатывают в частной авиации или АОН.
При формальном отступлении от требований ICAO советская система обеспечивала отрасль необходимыми кадрами. Более того, она эволюционировала в сторону международной практики. Например, курсанты Актюбинского и Кировоградского высших авиационных училищ выпускались, налетав 140 ч, хотя их доля в общем потоке "новобранцев" в те годы была небольшой.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent