В Перми отпраздновали 85-летний юбилей ключевого российского конструкторского бюро — разработчика авиационных двигателей
В этом году свой 85-летний юбилей празднует одно из ведущих российских конструкторских бюро авиационного двигателестроения — "ОДК-Авиадвигатель" Объединенной двигателестроительной корпорации Госкорпорации "Ростех". КБ было образовано 11 декабря 1939 года как опытно-конструкторский цех при Пермском заводе № 19 (сейчас "ОДК-Пермские моторы") постановлением Центрального комитета ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР.
За прошедшие десятилетия конструкторское бюро стало важнейшим российским разработчиком газотурбинных двигателей для авиации, а также промышленных газотурбинных установок (ГТУ) и агрегатов для электростанций на базе авиационных технологий. Сегодняшним успехам КБ способствовало создание собственной школы проектирования, доводки и конструкторского сопровождения изделий в серийном производстве и эксплуатации.
Основоположниками пермской конструкторской школы стали первый руководитель предприятия Аркадий Швецов и сменивший его на том посту в начале 1950-х Павел Соловьев.
За 85 лет существования КБ разработано более 70 типов двигателей. Пермские силовые установки поднимали на крыло лучшие самолеты Поликарпова, Лавочкина, Туполева, Ильюшина, Антонова, Яковлева, вертолеты Яковлева, Миля.
Сейчас пермскими двигателями оснащены все современные отечественные средне- и дальнемагистральные пассажирские и грузовые самолеты. Одно из важнейших достижений российских конструкторов — двигатель 4-го поколения ПС-90А, который поднимает в небо самолеты специального летного отряда "Россия" администрации президента РФ.
Сегодня "ОДК-Авиадвигатель" под руководством управляющего директора — генерального конструктора, академика РАН, Героя Труда Российской Федерации Александра Александровича Иноземцева продолжает осуществлять новые прорывные проекты в интересах России. В 2008 году конструкторы "ОДК-Авиадвигатель" начали разработку авиационного двигателя нового поколения ПД-14, предназначенного для ближне- и среднемагистральных самолетов. Уже в 2018 году двигатель получил сертификат типа. Первый полет самолета с ПД-14 состоялся в 2020 году, а в декабре 2022-го пассажирский лайнер МС-21-310 с отечественным двигателем ПД-14 был сертифицирован.
В октябре 2023 года в рамках летных испытаний самолета МС-21-310 подтверждено соответствие тягово-экономических характеристик ПД-14 техническим требованиям заказчика. После этого началось серийное производство нового двигателя. Конструкторы "ОДК-Авиадвигатель" разработали на базе газогенератора ПД-14 двигатель промышленного назначения мощностью 12 и 16 МВт.
Другой важной программой "ОДК-Авиадвигатель" является создание первого в России семейства двигателей большой тяги на базе газогенератора ПД-35. В 2024 году двигатель-демонстратор технологий ПД-35 успешно завершил первый этап испытаний, показав на стенде расчетную тягу в 35 т. При изготовлении деталей двигателя-демонстратора использовали передовые разработки: аддитивные технологии, многокоординатную обработку, литье цветных металлов под низким давлением, а также композитные материалы.
В рамках программы "Двигатель ПД-8" для региональных пассажирских самолетов пермское КБ отвечает за разработку и организацию изготовления камеры сгорания. В 2023 году обеспечено изготовление модулей двигателя для проведения инженерных и сертификационных испытаний на стендах и летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. В Перми уже начали изготавливать серийные комплекты нового авиадвигателя.
С начала 1990-х "ОДК-Авиадвигатель" также занимается разработкой газотурбинного оборудования для предприятий газодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса России. За прошедшие годы в серийное производство были запущены два семейства газотурбинных установок для компрессорных станций магистральных газопроводов и электростанций мощностью 2,5–6,0 и 10–25 МВт. Сейчас серийно произведено более 1290 газовых турбин промышленного назначения, их суммарная наработка на объектах эксплуатации превысила 45 млн ч.
"Коллектив "ОДК-Авиадвигатель" встречает юбилей достойным результатом. 85 лет были годами непростого плодотворного, творческого труда, становления и развития пермской конструкторско-технологической школы. Впервые в России мы спроектировали и изготовили двигатель-демонстратор технологий ПД-35. Мы серийно выпускаем двигатель ПД-14, а также участвуем в реализации программы ПД-8. Пополняется парк пермских газотурбинных агрегатов и установок. Нашей стране нужны надежные самолеты и сильная промышленность. Мы будем работать еще лучше, качественнее, делом подтверждая статус лидера конструкторско-технологической школы", — отметил управляющий директор — генеральный конструктор "ОДК-Авиадвигатель", академик РАН, Герой Труда Российской Федерации Александр Иноземцев.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft