В поисках "дешевых" денег
Евгений МОИСЕЕВ, эксперт информационного агентства AK&M, — специально для АТО
Бурное развитие объемов авиаперевозок в последние годы заставляет отечественные авиакомпании искать источники дополнительного финансирования для пополнения оборотных средств, осуществления дорогостоящих программ поддержания летной годности своих воздушных судов и обновления парка. Именно поэтому все больше авиакомпаний раскрываются для инвесторов — перевозчиков привлекают те условия, на которых можно занять деньги на фондовом рынке.
Банковские кредиты, конечно же, остаются самым популярным инструментом привлечения средств. Такие компании, как "Сибирь", "КрасЭйр", "Пулково", обходятся банковскими кредитами и пока даже не планируют выходить на фондовый рынок.
Вместе с тем среди российских компаний все более популярным становится привлечение средств за счет выпуска облигаций. Однако такой опыт пока имеют только "Аэрофлот", "Ист Лайн" и "Самара". Но если облигации двух последних еще можно найти на отечественном фондовом рынке, то "Аэрофлот" на сегодняшний день уже погасил свои рублевые облигации и теперь предпочитает западное банковское кредитование.
"Трансаэро" и UTair, приобретя опыт заимствования на рынке путем выпуска векселей, пока лишь готовятся к освоению более долгосрочного и дешевого инструмента привлечения средств — выпуску облигаций. Авиакомпания UTair планирует в ближайшее время разместить на бирже свой дебютный выпуск облигаций на 1 млрд руб. Таким образом компания предполагает продолжить создание публичной кредитной истории, а также удешевить и диверсифицировать свой кредитный портфель. Если облигационный проект удастся, то UTair может выйти на международный рынок с еврооблигациями. Но ситуация на российском фондовом рынке сейчас складывается не в пользу новичков, выходящих на биржу в первый раз.
UTair вышла на российский фондовый рынок еще в начале 2003 г. Тогда при поддержке ИК "Регион" она начала реализацию вексельной программы, предусматривающей выпуск краткосрочных векселей на сумму 500 млн руб., планируя в дальнейшем, к середине года, выйти на выпуск облигаций. Однако в прошлом году облигации UTair так и не появились: ситуация для этого сложилась весьма неблагоприятная.
В начале 2003 г. рынок испытывал сильнейшую нехватку инструментов для торгов, и компании, сумевшие к тому моменту разместить облигации, получали очень "дешевые" деньги. Инвесторы скупали все — тогда даже облигации группы "Ист Лайн", не представившей инвесторам подробную информацию о своих владельцах и финансовых потоках, были размещены всего под 14% годовых.
Но уже спустя буквально несколько месяцев обстановка на рынке кардинально изменилась. Российские предприятия, почувствовавшие возможность получения относительно "длинных" и "дешевых" денег, просто хлынули на рынок облигаций. Именно в эту волну и попала UTair. Но при таком количестве желающих занять свое место на публичном рынке инвесторы стали гораздо разборчивее, и ставки доходности незамедлительно выросли, что заставило эмитентов отказываться от размещения.
Еще одним негативным фактором, повлиявшим на решение UTair, стал скандал с утверждением годовой отчетности компании за 2002 г. Напомним, что тогда аудитор компании — аудиторская фирма "МИН" — отказался подтвердить правильность бухгалтерской отчетности UTair, настаивая на том, что компания по итогам года получила чистый убыток, а не минимальную прибыль, указанную в документах.
В результате в августе 2003 г. авиакомпания, как заявил ее гендиректор Андрей Мартиросов, приостановила подготовку к выпуску облигационного займа, ожидая окончательного решения вопроса с аудитом финансовой отчетности за 2002 г. и более благоприятной конъюнктуры рынка облигаций.
Для пополнения средств компания предпочла продолжить свою вексельную программу. В начале текущего года UTair выпустила векселя еще раз и привлекла 400 млн руб.
В начале 2004 г. ситуация на рынке облигаций стала повторять события годичной давности — инвесторам вновь не хватало предложений от эмитентов. К этому времени UTair наконец разобралась с историей о бухотчетности: нанятая для проведения повторного аудита "РСМ Топ-Аудит" подтвердила правоту авиакомпании.
В первом квартале UTair объявила, что планирует занять на рынке 1 млрд руб., выпустив облигации. Для определения организатора выпуска был объявлен конкурс, победителем которого стал "Внешторгбанк". Авиакомпания создала также специальное дочернее предприятие — ООО "Ютэйр-финанс". Именно оно выпускает облигации, в то время как UTair выступает только поручителем по облигационному займу.
В мае Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России зарегистрировала дебютный выпуск облигаций ООО "Ютэйр-финанс" на 1 млрд руб. Таким образом, компания вплотную приблизилась к размещению своих бумаг на бирже. Но развитие ситуации на рынке облигаций полностью повторяет прошлогоднее: из-за притока желающих занять деньги на бирже стоимость привлекаемых средств для них растет.
В случае, если облигации UTair все-таки доберутся до инвесторов, привлеченные деньги компания планирует направить на замещение более "коротких" и "дорогих" займов. Так, UTair планирует отказаться от части кредитов банков, а также от выпуска векселей. Как говорится в проспекте эмиссии этих облигаций, целью выпуска является рефинансирование задолженности по кредитам и займам, сложившейся в течение 2002 г. — первого квартала 2004 г. В соответствии с бизнес-планом авиакомпании на 2002, 2003 и 2004 гг., эти кредиты и займы были направлены на обновление парка воздушных судов и поддержание летной годности имеющейся авиационной техники.
В дальнейшем UTair планирует расширять свое присутствие на фондовых рынках. В частности, компания всерьез рассматривает возможность получения международного кредитного рейтинга и размещения еврооблигаций в 2005-2006 гг. Правда, это может произойти только в том случае, если рублевый выпуск все-таки состоится.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent