В роли рейдера
Джеймс ОТТ, Цинциннати
Наконец-то началась консолидация воздушного транспорта США путем формирования из существующих авиакомпаний трех или четырех сетевых перевозчиков. Известие о новом витке объединений шести крупнейших авиакомпаний пришло с неожиданной стороны. US Airways, процесс слияния которой с ее партнером America West еще не завершился, готова поглотить и Delta Air Lines, третью по объемам перевозок компанию США, реорганизующую свою деятельность в рамках процедуры защиты от банкротства. Если это произойдет, то будет создана самая крупная в США авиакомпания.
Предложение об объединении высказал У. Дуглас Паркер, председатель совета директоров US Airways. Слияние с Delta является достаточно смелым решением, у которого будет нелегкая судьба. Необходимо получить согласие кредиторов Delta, акционеров US Airways, а также суда по делам о банкротстве и властных структур. Желательно, кроме того, иметь согласие руководства и совета директоров компании Delta. И все же, судя по первой реакции, шансы г-на Паркера на то, чтобы реализовать этот план, довольно высоки. В начале ноября он сделал убедительную презентацию своего плана и обратился непосредственно к кредиторам, для которых, по его словам, важнее всего финансовые выгоды.
Показатель
|
US Airways
|
Delta Air Lines
|
---|---|---|
Число сотрудников, чел. |
35441
|
51000 (полная занятость)
|
Число самолетов, занятых на регулярных перевозках |
357
|
457
|
Доля самолетов, взятых в лизинг, % |
Примерно 95
|
Примерно 60
|
Доходы от эксплуатации, млрд долл./год |
10,4
|
16,2
|
Число городов, в которые выполняются регулярные рейсы |
234
|
306
|
Число перевозимых пассажиров, млн чел./год |
31,1
|
118,8
|
Головной офис |
Темпе, шт. Аризона
|
Атланта, шт. Джорджия
|
Узловые аэропорты |
Шарлотт, Филадельфия, Финикс, Лас-Вегас
|
Атланта, Солт-Лейк-Сити, Цинциннати, Нью-Йорк (им. Кеннеди)
|
Источники: US Airways, Delta Air Lines и OAG. |
Многие считают, что столь масштабное объединение подтолкнет к новым действиям, направленным на слияние с какой-либо фирмой, и компанию United Airlines, уступившую American Airlines первое место в рейтинге американских перевозчиков. Председатель совета директоров United Гленн Тилтон уже высказался о необходимости консолидации. В качестве возможного кандидата называют Continental Airlines. В то же время руководство United рассматривает возможность приватизации компании путем выкупа за счет кредита и даже пригласила консультанта для проведения соответствующих оценок. Это еще одно доказательство глубоких изменений, происходящих на воздушном транспорте.
Предложения о слиянии всегда появляются в тот момент, когда сетевые перевозчики чувствуют себя окрепшими. Они выходят из начавшейся в конце 2001 г. экономической депрессии и, по-видимому, впервые за пять последних лет закончат нынешний год с положительным балансом. American, у которой сегодня самый большой объем перевозок, самостоятельно занимается оздоровлением своей деятельности. Ее руководство пока не высказывало интереса к объединению с кем-либо, традиционно сохраняя позицию самостоятельно действующей компании. Southwest Airlines, вышедшая на четвертое место благодаря своему уникальному бизнес-плану, неприкасаема. В качестве возможного кандидата для слияния среди шести крупнейших компаний США остается Northwest Airlines, которая, как и Delta, реорганизуется в рамках процедуры защиты от банкротства.
Реорганизация Northwest укрепляет ее позиции в качестве возможного объекта поглощения. Дуглас Паркер подчеркивает, что с финансовой точки зрения присоединить компанию Delta проще, пока она находится в процессе реорганизации. Ее акционеры вынуждены будут принять план создания компании, которую он предлагает называть обновленной Delta. Кредиторы, прежде чем прекратить финансирование реорганизации, что планируется в первой половине 2007 г., также предпочтут план Паркера, а не нынешнюю программу реорганизации компании, предложенную ее руководством, поскольку, по утверждению US Airways, он обеспечит им на 25% больший доход.
Предложение US Airways впечатляет. Она предлагает кредиторам компании Delta, не имеющим обеспечения долга, 8 млрд долл. Кредиторы получат 4 млрд долл. наличными, а также 78,5 млн акций US Airways. С учетом долгов обоих перевозчиков фактический объем сделки составит более 18 млрд долл., считает Майкл Линенберг, ведущий аналитик компании Merrill Lynch. Citigroup намерена предоставить для этой сделки 7,2 млрд долл., в том числе 4 млрд наличными и 3,2 млрд — в виде рефинансирования задолженности авиакомпаний.
Дуглас Паркер считает, что его план, если он будет принят, позволит компаниям сэкономить в общей сложности 1,65 млрд долл. А г-н Линенберг уверен, что на самом деле экономия может составить бо 'льшую сумму. "Об этом свидетельствуют рыночные тенденции", — считает он, указывая на рост стоимости акций и ценных бумаг всех авиаперевозчиков, за исключением региональных.
Препятствием на пути слияния может стать конкуренция между компаниями Delta и US Airways в северо-восточной части США. Регулярные челночные рейсы между Бостоном, Нью-Йорком и Вашингтоном выполняют обе компании. В случае объединения компаний перевозки одной из них придется продать.
По мнению г-на Паркера, побуждающим стимулом для действий по его плану именно сейчас является возможность провести переговоры по лизинговым и другим контрактам в ходе реорганизации, проводимой в рамках процедуры защиты от банкротства в соответствии с Главой 11 Кодекса законов США. Это обстоятельство является также ключевым фактором, обеспечивающим взаимную экономию средств. В соответствии с планом Паркера оплата по уже утвержденным лизинговым контрактам должна быть проведена в срок. Но Дж. Скотт Кирби, президент компании, считает, что, как показывает опыт US Airways, лизинговые фирмы согласятся и на возврат самолетов, особенно сейчас, когда на них есть спрос.
Тип самолета
|
US Airways
|
Delta Air Lines
|
---|---|---|
Airbus A319 |
93
|
0
|
Airbus A320 |
75
|
0
|
Airbus A321 |
28
|
0
|
Airbus A330-300 |
9
|
0
|
Boeing 737-200 |
0
|
17
|
Boeing 737-300 |
56
|
0
|
Boeing 737-400 |
40
|
0
|
Boeing 737-800 |
0
|
71
|
Boeing 757-200 |
46
|
121
|
Boeing 767-200 |
10
|
0
|
Boeing 767-300 |
0
|
24
|
Boeing 767-300ER |
0
|
59
|
Boeing 767-400ER |
0
|
21
|
Boeing 777-200 |
10
|
8
|
MD-88 |
0
|
120
|
MD-90 |
0
|
16
|
Источники: US Airways и Delta Air Lines. |
Эксперт банка Bank of America Карл Ойльшлегер уверен, что тесные отношения US Airways с Airbus, установившиеся задолго до того, как самолетостроительная фирма помогла авиакомпании, когда последняя была на грани банкротства, обеспечат преимущество самолетам европейского производства. Когда президента и генерального директора отделения Airbus в Северной Америке Барри Экклстона спросили, будет ли слияние с компанией Delta выгодным для Airbus, он ответил: "Да, мы видим, что у Airbus есть возможность принять участие в этой замене большого числа самолетов парка".
Но руководители US Airways отрицали во время телеконференции, что их компания является "компанией Airbus". US Airways работает с фирмой Boeing в рамках программы замены самолетов 737 и 757, отметил Дуглас Паркер. Более того, представитель фирмы Boeing является председателем комитета кредиторов компании и обладает значительным весом при решении вопросов как о слиянии, так и о сохранении самолетов фирмы в парке компании.
Официальные представители компаний считают, что слияние приведет к консолидации парка широкофюзеляжных самолетов. У компании Delta 104 лайнера 767-300/400 и восемь 777-х. В парке US Airways десять 767-200 и девять A330-300. В планах также сокращение числа 50-местных реактивных самолетов. Руководители компании пока не говорят, какие самолеты будут приобретены взамен.
Объединение сетей трех авиакомпаний (напомним, что продолжается слияние US Airways и America West) приведет к 10%-ному сокращению провозных мощностей, считает г-н Паркер. Перераспределение самолетов в общем парке с целью большего соответствия имеющемуся спросу он оценивает в 82 млн долл. Кроме того, планируется получение прибыли от увеличения компании. Консолидация информационных систем, производственных мощностей и сокращение управленческого аппарата приведут, по его мнению, к снижению расходов.
По плану Паркера, разработанному уже после слияния America West с бывшей тогда банкротом US Airways, влияние на трудовые ресурсы будет минимальным. Все категории персонала трех авиакомпаний получат самые высокие ставки заработной платы, что потребует затрат в размере 90 млн долл. Однако на это "стоит пойти", чтобы сохранить спокойную обстановку в коллективе, считает г-н Паркер. События, случившиеся после начала объединения America West и US Airways, стали хорошим уроком для менеджмента. Ассоциация пилотов авиакомпаний США (ALPA) представляет интересы как летного состава US Airways, у которой 1715 пилотов находятся во временном неоплачиваемом отпуске, так и компании Delta, которая недавно отозвала из такого отпуска всех своих пилотов, кроме 176 чел. ALPA осторожна в своих комментариях, зато Международная ассоциация квалифицированного персонала (IAM), похоже, приветствует слияние. Майкл Линенберг считает, что профсоюзы видят в слиянии реальную возможность трудоустройства сотрудников компании Delta.
Планом Паркера предусмотрено также оставить прежними используемые авиакомпаниями узловые аэропорты (хабы) и основные города, в которые выполняются перевозки. Обслуживание регионов США будет осуществляться из следующих хабов: Атланта и Шарлотт на юго-востоке, Нью-йоркские аэропорты Ла-Гардия, им. Кеннеди и Филадельфия на северо-востоке, Финикс и Солт-Лейк-Сити на западе, Цинциннати и Питсбург на северо-востоке и Среднем Западе.
В своем письменном ответе US Airways генеральный директор Delta Джеральд Гринстейн пообещал рассмотреть предложение авиакомпании, заявив, что Delta продолжит выполнение собственного плана реорганизации, утвержденного на срок до 15 февраля Федеральным судом по банкротству Южного округа Нью-Йорка. Г-н Гринстейн подчеркнул, что его письмо подготовлено по поручению кредиторов. Помимо фирмы Boeing в комитет кредиторов входят Pratt & Whitney, Coca-Cola, ALPA, Pension Benefit Guarantee Corp., Fidelity, Mackay Shields, Bank of New York и US Bank.
Хотя предложение US Airways и открыло новый раунд переговоров о консолидации, вероятность того, что оно станет началом торговой войны за компанию Delta, очень мала, считает Юлиус Малдьютис, аналитик из Aviation Dynamics. "Дуглас Паркер действует подобным образом потому, что он выжал все, что мог, из объединения US Airways — America West и теперь стоит перед серьезной проблемой объединения трудовых коллективов и формирования единого пакета контрактов". Предложение о слиянии призвано скрыть эту проблему, считает г-н Малдьютис.
Эксперт компании Calyon Securities Раймонд И. Нейдл, наоборот, полагает, что этот шаг US Airways вызовет другие предложения об объединении с компанией Delta и будет способствовать дальнейшему развитию процесса консолидации.
"Мы считаем, что воздушный транспорт раздроблен, а потому готов к консолидации. Целый ряд руководителей и финансовых организаций готовы начать процесс, но нет уверенности в том, что к крупным объединениям готовы политики и регулирующие органы", — отмечает г-н Нейдл. По его мнению, от объединения друг с другом выиграли бы также JetBlue и AirTran Airways, поскольку на востоке США, основной обслуживаемой ими территории, произойдет сокращение провозных мощностей объединенной компании Delta / US Airways.
Раймонд Нейдл считает, что шансы на успешное объединение US Airways и Delta составляют 35-40%. Такую невысокую цифру он связывает с препонами со стороны политиков и регулирующих органов. Джэми Бэйкер из компании J. P. Morgan оценивает шансы на успех значительно выше, в 80%, а Майкл Линенберг — в 60%. Это слияние способно усилить неопределенность положения региональных авиакомпаний, которые могут столкнуться с закрытием хабов в результате нахлынувшей волны консолидации. По мнению г-на Нейдла, наибольшему риску подвергаются Цинциннати, Шарлотт, Филадельфия, Солт-Лейк-Сити, Кливленд и Мемфис. Он не уверен в том, что US Airways по-прежнему будет предлагать компании Delta эксплуатацию 50-76-местных самолетов.
"Многие считают, что этот шаг приведет к интенсификации процесса консолидации, — отмечает Майк ван де Вен, исполнительный вице-президент по вопросам эксплуатации авиакомпании Southwest Airlines. — Я думаю, что консолидация положительно скажется на развитии отрасли".
Другой крупный руководитель также согласен с тем, что предложение об объединении может спровоцировать аналогичные процессы во всей отрасли. "Это все равно что выпустить джинна из бутылки. В течение нескольких месяцев огромное число народа будет заниматься только этим", — считает он.
Руководство Коалиции делового туризма (Business Travel Coalition) пока не сформулировало свою позицию, отметив, что "устойчивая ситуация, которую может создать это объединение на рынке внутренних перевозок США за счет сокращения провозных мощностей, вероятно, окажет влияние на эту сделку". В результате могут возрасти цены на билеты. По мнению Юлиуса Малдьютиса, еще неизвестно, утвердят ли это слияние, предусматривающее снижение провозных мощностей на 10% и соответствующий "скачок тарифов до заоблачных высот", министерства транспорта и юстиции.
В ответ на все эти сомнения Дуглас Паркер утверждает, что положение в отрасли существенно изменилось по сравнению с тем, когда Министерство юстиции отменило в 2000 г. попытку объединения US Airways и United Airlines. Позиции малозатратных перевозчиков значительно укрепились. Террористические акты 2001 г. и череда банкротств внесли свой вклад в общую картину. Код-шеринговые соглашения и международные альянсы объединяют авиакомпании на мировом уровне. Даже если Delta в одиночку справится со своими проблемами, она все равно столкнется с мощной конкуренцией из-за раздробленности отрасли.
И воздушный транспорт, и Уолл-стрит с осторожностью относятся к объединениям. Это связано в основном с тем, что лишь немногие из них оказались успешными. С профсоюзными организациями, регулирующими вопросы трудового стажа и пенсионного обеспечения летного состава и стремящимися завоевать доверие работников, трудно иметь дело. В истории объединений есть лишь одно счастливое исключение — слияние компаний Delta и Western Airlines. Именно благодаря ему Джеральд Гринстейн десять лет назад оказался в головном офисе компании Delta в Атланте.
При объединении US Airways и America West Дугласу Паркеру "повезло; он провел его в исключительно подходящий момент", считает г-н Малдьютис. US Airways находилась в процессе реорганизации, а America West — в тяжелом финансовом положении. "Паркер пришел к кредиторам, объяснил ситуацию в обеих компаниях, и кредиторы согласились профинансировать слияние. К его чести, объединение принесло значительное улучшение положения каждой из компаний".
По мнению Юлиуса Малдьютиса, своим последним шагом Дуглас Паркер привел г-на Гринстейна в "явное замешательство", публично сделав новое предложение после двух отказов. Совет директоров компании Delta должен сделать выбор, в наибольшей степени отвечающий интересам кредиторов, резюмировал Майкл Линенберг.
В статье использованы материалы Джозефа Ансельмо
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent